Оно знаменательно как несомненный
признак усиления в нашем обществе
умственных интересов, оживления в нем национального чувства и любви к родному
слову. В Ломоносове мы чествуем
могущество природного ума, который, в борьбе с враждебною судьбой, завоевал
знание и проложил себе широкий путь в жизни; но мы чествуем и науку, давшую ему
значение и славу;
мы чествуем в Ломоносове сочетание пылкого гения с ненасытною пытливостью и
неутомимым трзгдолюбиеди.
В сто лет, протекшие со смерти Ломоносова, отношение
его к русской литературе уже
значительно изменилось. В первые 50 лет он считался законодателем в поэзии, в
красноречии, в
языке; поэты
и ораторы видели в нем свой
образец и старались только о том, как бы сравняться с ним. Впоследствии влияние
его ослабело, русская поэзия и проза приняли новые Формы, но слава его осталась
неприкосновенною. В настоящее время происходит новый поворот в истории его
значения для
потомства. С развитием нашей гражданской жизни и народности в литературе, на
первый план в оценке Ломоносова
выступает его общественная деятельность, его национальное значение; он является
передовым борцом русской мысли,
русской науки, и общая дань памяти его есть торжественное признание
драгоценнейших духовных сокровищ
нации.
С славою Ломоносова, с удивлением, которое кинему
питали современники и
сохраняет потомство, врезном противоречит скудость того, что сделано во сто лет
для его изучения. По смерти его
осталось довольно большое число неизданных сочинений; некоторый из них
впоследствии были
напечатаны, но значительная часть не дошла до нас; неизвестно даже, куда
девались
рукописи. Где остались его Оратория и Поэзия, две книги, составлявшие
продолжение его Риторики ? Гдов его «мысли, простиравшиеся к приращению
общей пользы», изложенный в записках, из которых только
одна, —
«о
размножении и сохранении российского народа» нам известна? Не много сделано
до спех пор и для критической
оценки заслуг Ломоносова.
Правда, количество отдельных ста
ѵ