( в Феврале 1758 ) возник, но его старанию, проект
художественного произведения, который обещал ему обширное приложение его
искусства и
должен был тем более занимать его, что дело шло о прославлении любимого его
героя. Это была первая идея памятника
Петру Великому. Предполагалось воздвигнуть ему монумент над самою его гробницею
в Петропавловском соборе, и по докладу
графа Петра Ивановича Шувалова, Ломоносову поручалось сделать к этому монументу
на стенах мозаические
картины. Число всех этих картин с изображением подвигов Петра Великого должно
было простираться до 8; но Ломоносов успел окончить только одну из них,
изображающую Петра Великого Анконе в Полтавском бою, а также Шереметева,
Меншикова и Голицына.
Следующая затем картина должна была представлять взятие Азова; но он только
начал ее. Первая
же, имеющая весьма обширные размеры ( 3 саж. ширины и 22 вышины
), сохранилась, хотя и
не вполне невредимо, в Академии Художеств.
В связи с предприятиями Ломоносова по мозаике
находился его план послать от
Академии в старинные русские города живописца, который бы во всех церквах, где
есть на стенах или на гробницах изображения царственных лиц, снял с них водяными
красками копии, для составления по
возможности полного собрания портретов русских государей. По представлению об
этом из
канцелярии Академии Наук, Святейший Синод в начале 1761 года сделал согласное с
темърасиоряжение по указанным
Ломоносовым епархиям; однако, сколько известно, дело не получило дальнейшего
хода.
До какой степени мозаика занимала Ломоносова,
выражается во многих сочинениях
его. Сюда относятся особенно его речь о пользе химии и послание о пользе
стекла. В первой он показывает родство мозаики с химией, которая, по словам его,
«широко расиростнрает руки свои в дела человеческие»; в послании к
Шувалову он дополняет то, что в речи не досказано о разнообразном употреблении
стекла. Это послание имеет, очевидно, полемическое назначение. Анек-
4