grot-ocherk

 

ОЧЕРК АКАДЕМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОМОНОСОВА ЧИТАННЫЙ АКАДЕМИКОМ Я. К. ГРОТОМ В ТОРЖЕСТВЕННОМ СОБРАНИИ ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК 6-го АПРЕЛЯ 1865 ГОДА

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
ОЧЕРК АКАДЕМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОМОНОСОВА
ЧИТАННЫЙ АКАДЕМИКОМ Я. К. ГРОТОМ
В ТОРЖЕСТВЕННОМ СОБРАНИИ ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК 6-го АПРЕЛЯ 1865 ГОДА
стр. 39


чувствие, а не сознание них; но если вспомним время, когда ял Ломоносов, и общее состояние тогдашней филологии, то не будем вправе отказать в нашем удивлении человеку, для которого язык никогда не составлял предмета исключительных занятий.

Такова была неистощимость этого богатыря мысли и знания. Изумляясь разностороннему развитию Ломоносова, невольно спрашиваешь себя: какими путями он мог достигнуть его ? Для будущего значения его было глубоко знаменательно, то обстоятельство, что он вышел из крестьянского сословия такой местности, где население сохранило во всей неприкосновенности могучие силы русского народа, где оно и теперь стоит по образованию впереди всех других частей нашего обширного отечества. Вопреки обыкновенным теориям воспитания, гениальной натуре Ломоносова не повредило позднее начало книжного учения. В первую молодость ему важнее были другие две книги, о которых он говорит в одном из позднейших своих сочинений: «Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал свое величество, в другой свою волю: первая-видимый сей мир, Им созданный, вторая — священное писание». Перед Ломоносовым, от раннего детства его, эти две книги были раскрыты: Природа и Церковь были первыми его иаставшицами. Природа неизгладимыми чертами напечатлела в душе его образ своего величия; церковь зажгла в этой избранной душе светильник, сопровождавши Ломоносова до конца жизни в царстве науки, в которой он вдел родную сестру веры; но церковь же просветила ум его первыми познаниями, церковь песнопениями Давида воспламенила дух его к поэзии, наконец церковь же, путем Московского училища, ввела его в преддверие науки. К счастий Ломоносова, классическое учение Спасских школ поставило его на твердую почву европейской цивилизации: оно положило свою печать на всю его умственную деятельность, отразилось на его ясном и правильном мышлении, на окончеиностм всех трудов его. Наконец высаиий университетский курс из области естествоведения довершил его образование. Рожденный в самую горячую эпоху реформе

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика