Часто на этот вопрос отвечают
отрицательно. Но это неверно. Можно назвать учеников Ломоносова, продолживших
его дело, развивавших те черты его научного творчества, которые в дальнейшем
были характерны для лучших представителей русской науки.
Студенты
Академического
университета С. Я. Шумовский, С. К. Котельников, А. П. Протасов учились
непосредственно под руководством Ломоносова г испытали на себе влияние его
гения. Ломоносов ценил способности Кумовского. Могу
засвидетельствовать, писал
он, что на чинимые на лекциях моих вопросы способнее других ответствует Степан
Шумовский, который с прочими студентами на мои лекции прилежно ходит.
И хотя в
дальнейшие годы
отношения Ломоносова с его учеником испортились, деятельность С Кумовского
являлась продолжением дела, начатого Ломоносовым. Как ученый-астроном
Шумовский
был широко известен за пределами России. Продолжая традиции Ломоносова, он
много внимания уделял прикладным наукам и популяризации знания.
Способный
математик С. К. Котельников,
высоко ценимый Эйлером, уделял много труда и времени распространению наук в
России. Он переводил математические сочинения Евклида, читал популярные
лекции, издавал летописи и т. д. Как и его учитель, Котельников охотно
занимался задачами, имеющими большое практическое значение, в частности, он
участвовал в разработке проекта соединения Дона с Волгой.
Разносторонней
была
деятельность и третьего из упомянутых выше учеников Ломоносова,