kulyabko-biblioteka

 

КУЛЯБКО Ε.С. БЕШЕНКОВСКИЙ Ε.Б. Судьба библиотеки и архива М.В.Ломоносова

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
КУЛЯБКО Ε.С. БЕШЕНКОВСКИЙ Ε.Б.
Судьба библиотеки и архива М.В.Ломоносова
стр. 159


в Россию XVIII в. и становятся элементами мировоззрения рус-
сякого ученого и поэта.

 

 

Или то здесь несчетной толпой, то там пролетают,
Так аргивян племена от своих кораблей и от кущей
Вкруг по безмерному брегу, несчетные, к сонму тянулись.

Песнь П, стяга 7-0.

Ломоносовские N3 стоят против привлекших его внимание
эпитетов: Диких гусей иль стада лебедей долговыйных, с бил-
стапельных высей Олимпа, блеск лучезарный, луга много-
травные.

Пометы Ломоносова на полях Илиады невольно вызывают
в памяти слова Ромена Роллана о маргиналиях Бетховена: Не
поймешь, говорит ли это Гомер, Гердер, Кант, Шиллер или сам
Бетховен. Создается впечатление, что одна рука создала эти ок-
корды, ибо все в целом образует единую гармоническую основу.
Этот человек, родным языком которого является не слово, а звук,
заимствует зачастую свои выражения у других; однако он всегда
берет у них то, что уже выношено им самим. Можно поклясться,
что иные из этих мыслей, притом наиболее яркие, выкованы им
самим, они носят печать его индивидуальности. То, что у цито-
роемых писателен было порой лишь благородной фразой, обще-
известной и абстрактной истиной, наполняется жизнью и кровью,
трепещет под пером Бетховена.235

Так и у Ломоносова: строки, отмеченные им у других авторов,
неотделимы от собственных высказываний ученого. Они стана-
явятся как бы частицами его мировоззрения. Большое значение ла-
тиунского языка в творчестве Ломоносова отмечает Я. М. Боров-
скуй: Мы видим два источника, питавшие латинский стиль Ли-
моносова. С одной стороны, это международный язык новой,
научной литературы, с другой традиция античной художествен-
ной и по преимуществу ораторской прозы, воспринятой Ломано-
сивым в греко-латинской академии.236 В этой связи особенно вы-
разительны приписка Ломоносова О, добрая латынь! на
книге Физических наставлений П. Мушенбрека237 и наличие
в библиотеке Ломоносова значительного числа сочинений класса-
ков римской литературы и историографии.

Обучая в Академическом университете студентов Краснере-
чию и пиитике, Ломоносов обращал их внимание на необходим-
мость изучения латинских авторов в качестве образца для под-

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика