в Россию XVIII в. и становятся
элементами мировоззрения рус-
сякого ученого и поэта.
Или то здесь несчетной толпой,
то там пролетают,
Так аргивян племена от своих кораблей и от кущей
Вкруг по безмерному брегу, несчетные, к сонму тянулись.
Песнь П, стяга 7-0.
Ломоносовские N3 стоят против
привлекших его внимание
эпитетов: Диких гусей иль стада лебедей долговыйных, с бил-
стапельных высей Олимпа, блеск лучезарный, луга много-
травные.
Пометы Ломоносова на полях Илиады невольно вызывают
в памяти слова Ромена Роллана о маргиналиях Бетховена: Не
поймешь, говорит ли это Гомер, Гердер, Кант, Шиллер или сам
Бетховен. Создается впечатление, что одна рука создала эти ок-
корды, ибо все в целом образует единую гармоническую основу.
Этот человек, родным языком которого является не слово, а звук,
заимствует зачастую свои выражения у других; однако он всегда
берет у них то, что уже выношено им самим. Можно поклясться,
что иные из этих мыслей, притом наиболее яркие, выкованы им
самим, они носят печать его индивидуальности. То, что у цито-
роемых писателен было порой лишь благородной фразой, обще-
известной и абстрактной истиной, наполняется жизнью и кровью,
трепещет под пером Бетховена.235
Так и у Ломоносова: строки, отмеченные им у других
авторов,
неотделимы от собственных высказываний ученого. Они стана-
явятся как бы частицами его мировоззрения. Большое значение ла-
тиунского языка в творчестве Ломоносова отмечает Я. М. Боров-
скуй: Мы видим два источника, питавшие латинский стиль Ли-
моносова. С одной стороны, это международный язык новой,
научной литературы, с другой традиция античной художествен-
ной и по преимуществу ораторской прозы, воспринятой Ломано-
сивым в греко-латинской академии.236 В этой связи особенно вы-
разительны приписка Ломоносова О, добрая латынь! на
книге Физических наставлений П. Мушенбрека237 и наличие
в библиотеке Ломоносова значительного числа сочинений класса-
ков римской литературы и историографии.
Обучая в Академическом
университете студентов Краснере-
чию и пиитике, Ломоносов обращал их внимание на необходим-
мость
изучения латинских авторов в качестве образца для под-