поле, которые по содержанию
перекликаются с 8-й сатирой Аве-
нала:
Мы прославляемся не знатными
отцами,
Но честною душой и славными делами.
Незнатного отца убогий может сын
Быть знатный человек и сильный господин.
Подобные идеи есть и в
литературных трудах самого Ломано-
сова. Так, в трагедии Тамара п Селим мы находим строки:
Кто родом хвалится, тот хвастает чужим.
Известные сведения о
филологических интересах Ломоносова
можно теперь пополнить значительным числом помет и высказы-
Ваней, в некоторых случаях исключительно
важных по своему
содержанию. Высказывание Ломоносова в Предисловии о пользе
книг церковных в российском языке об отменной красоте, изо-
били, важности и силе эллинского слова 241 дополняется теперь
пространной записью о значении греческого языка для научной
терминологии, сделанной на авантитуле грамматики греческого
языка Феофила Голия: Для терминов во многих науках, в фи-
зеке, в химии, в астрономии, а особливо в анатомии, в ботанике
и во всей медицине, греческий язык весьма надобен.22
Говоря о Ломоносове как
филологе, мы отмечаем всегда его
замечательную по своим успехам работу над русским литератур-
нам языком. Давая высокую оценку русскому языку, Ломоносов
подчеркивает вместе в тем, что особенная сила русского языка со-
стоит в его родственной близости со старославянским. Ломоносов
включал славянизмы в состав русского языка как его неотъемле-
мое достояние. Свою известную теорию трех стилей, открывшую,
по словам Пушкина, пути к тому счастливому слиянию всех
живых сил русского литературного языка, которое обеспечило
расцвет великой русской литературы, Ломоносов построил по
признаку наличия в каждом из них большего или меньшего про-
цента славянских речений. Свою точку зрения на вопрос о со-
отношении между русским и старославянским языками он об-
стоятельно изложил в рассуждении О пользе книг церковных
в российском языке.
м Ежемесячные сочинения, 1755,
ч. II, с. 270.
241 Ломоносов М. В. Поли. собр. соч., т. 7, с.
587.
Golf ns ЯТЬ. Educationis puerilis Imquae graecae. Strasbourg,
1684.
5 Октоих, или осьмогласник.
СПб., 1745.
ДО
К проблематике Предисловия
о пользе книг церковных в рос-
Бийском языке, к изложенной там теории трех стилей непосед-
ставенное отношение имеет богослужебная книга Октоих.243 На
титульном листе ее есть запись: Сия книга Октоих подарена мне
от его превосходительства Василия Никитича Татищева