Если в торжественных и
похвальных одах Петр выступал как русский бог во плоти, бог-творец нового мира,
то в надписях он предстает в человечески конкретной ипостаси: как бог-
отец, пекущийся
о своих созданиях, непосредственно воздействующий на судьбы своих детей:
Се образ изваян
премудрого
Героя, Что, ради подданных лишив себя покоя, Последний принял чин и
царствуя служил, Свои законы сам примером утвердил, Рождены к Скипетру
простер в работу руки, Монаршую власть скрывал, чтоб нам открыть науки. Когда
Он строил град, сносил труды в войнах, В землях далеких был и странствовал в
морях, Художников сбирал и обучал Солдатов, Домашних побеждал и внешних
супостатов;
И словом се есть Петр отечества Отец Земное божество Россия почитает, И
столько алтарей пред зраком сим пылает Коль много есть Ему обязанных сердец.
Впрочем, как уже было
говорено в своем месте, мера идей и оценок, содержащихся во всей книге, дана
в ее первом разделе Одах духовных. Этот цикл насквозь пронизывает своим
светом все идейное содержание первого собрания сочинений Ломоносова и, конечно
же, досягает до третьего раздела Надписи. И апологетика Петра I, и
государственный восторг, выражаемый в надписях на маскарады и иллюминации в
честь Елизаветы, все это должно воспринимать с поправкой на то, что было
сказано о людской власти вообще в Одах духовных:
Никто не уповай
вовеки
На тщетна власть
Князей земных;
Их те ж родили
человека,
И нет спасения от
них.
В
целом собрание сочинений
Ломоносова 1751 года стало первым опытом создания книги
стихотворений, морально-политический
пафос которой характеризуется противоборством добра и зла, света и тьмы как в
душе отдельного человека, так и в культурно-общественной сфере. В этой книге
впервые в русской поэзии в общих чертах сформировался образ поэта-
пророка, точнее,
глашатая высоких истин, долженствующих переделать человека на разумных
основаниях, сотворить мир новых культурных духовных и материальных ценностей.
Период 1741-1751 годов и в
жизни самого Ломоносова был отмечен напряженным и плодотворным противоборством
как внутренним, так и внешним. В науке это было противоборство с устоявшимися
предрассудками. Закончилось оно ослепительной победой открытием всеобщего
закона природы. В сфере языка созданием Риторики, книги, определившей общие
закономерности нашего мышления, пристойного выражения мыслей и
чувств, организации
нашего словаря и синтаксиса. В поэзии выходом первой книги собрания сочинений,
в которой поэтически непосредственно отразилось все, что волновало на
протяжении целого десятилетия сию душу, исполненную страстей, как писал о
Ломоносове Пушкин.
Наконец, и в
служебно-организационной сфере, преодолев в себе стихию анархического протеста,
он выходит победителем: становится сначала адъюнктом, а потом