lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 280


Но, несмотря на удручающее нежелание царицы считаться с его мнением, несмотря на сопротивление сословных братьев, упорно не хотевших перевоспитываться по его советам, Сумароков продолжал борьбу за свои идеалы с нечеловеческим напряжением всех сил души, благородно отвергая всякий компромисс, всякую возможность хотя бы для себя поступиться этими идеалами. Он боролся, как трагический герой классицистской пьесы, а в глазах окружения выглядел скорее персонажем классицистской же, но комедии. В полном соответствии с канонами нормативной эстетики среда, к которой он обращался и во имя интересов которой он выступал, ревизовала нравственно-философское содержание его литературной и общественной деятельности, уценила его на несколько порядков и из сферы возвышенной действительности перевела его в сферу действительности низкой.

Точно так же, как классицистский герой должен был в одном и том же доме, на протяжении одних и тех же суток, в общении с одними и теми же лицами решить роковую проблему, мучительный вопрос, от которого зависит его жизнь и смерть, Сумароков был приговорен судьбою к отысканию истины в пределах дворянского горизонта. А вернее он сам обрек себя на это.

Спустя несколько лет после описанной сцены примирения в шуваловской гостиной Сумароков в одной из статей дал четкое определение своего социального кредо, которое во многом помогает уяснить причины его нравственной катастрофы: Рабам принадлежит раболепная покорность, сынам отечества попечение о государстве, монарху власть, истине предписание законов. Вот основание общенародного российского благосостояния.

При всем своем сострадании к мужику Они работают, а вы их труд едите, при всей своей взыскательности к дворянам:

 

Какое барина различье с мужиком И тот, и тот земли одушевленный ком. И если не ясней ум барской мужиковат. То я различия не вижу Никанова,

 

при всей своей способности стать выше сословных предрассудков Сумароков женился во второй раз на своей крепостной, при всем этом он отказывался видеть в подлом народе позитивную общественную силу. Активность рабов, с его точки зрения, могла быть только разрушительной: Прервала чернь узы свои: нет монаршей власти; скипетр и законы бессильны: властвуют и повелевают рабы: сыны отечества молчат и повинуются. Се мнимое естественное право, что все человека равны

Вот почему, несмотря на бесчеловечные насмешки, которым поэт подвергался в домах вельмож, он вновь и вновь шел туда, вновь и вновь доказывал необходимость просвещения и нравственного перерождения дворянства, чтобы подвергаться новым издевательствам, сносить которые ему становилось все труднее и труднее. . .

Принципиально противоположный тип личности воплотился в Ломоносове. Правда, которую он нес, была шире и сильнее сумароковской. Он и сам, как человек, был шире и сильнее. Это точно зафиксировано у Пушкина: Ломоносов был иного покроя. С ним шутить было накладно. Он везде был тот же: в доме, где все его трепетали; во дворце, где он Дирол за уши пажей; в Академии, где. . . не смели при нем пикнуть.

Ломоносов и в напудренном парике оставался помором: человеком гордым, прямодушным и сильным.

 

4

 

Поэзия Ломоносова в 1750-е годы достигает редкой даже для него силы и глубины. Единодушный легион доводов в пользу собственного понимания Истины, столь впечатляюще и многообразно заявивший о себе в естественнонаучных работах Ломоносова,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Вышел трейлер сериала «Романовы» о потомках царской семьи
Судя по трейлеру, сериал расскажет восемь отдельных историй людей, которые считают себя потомками царской семьи.
Первый кадр из комедии «Чего хотят мужчины»
Появилось первое фото со съемок комедийного фильма «Чего хотят мужчины», где заглавную роль исполняет Тараджи П. Хенсон («Никаких добрых дел»).
Создатель «Игры престолов» объяснил свою жажду убийств главных героев
Американский писатель, автор саги «Песнь льда и пламени», по которой снята знаменитая сага «Игра престолов», Джордж Мартин рассказал, что убивает главных героев своих книг для того, чтобы постоянно держать читателей в напряжении и страхе, передает РИА Новости.
Вышел трейлер фильма «Экстаз» Гаспара Ноэ
В YouTube опубликован трейлер фильма "Экстаз" Гаспара Ноэ. Премьера фильма в российском прокате состоится 11 октября.
«Газпром-медиа» назначил нового главу «Централ Партнершип»
Медиахолдинг «Газпром-медиа» назначил Вадима Верещагина главой прокатчика «Централ Партнершип» после ухода Павла Степанова, который на прошлой неделе был назначен советником министра культуры Владимира Мединского, сообщила пресс-служба медиахолдинга.
В город на Неве приехала «Фарфоровая армия Дрезденской мануфактуры»
Выставка «Фарфоровая армия Дрезденской мануфактуры» открылась в Государственном мемориальном музее А. В. Суворова.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика