lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 280


Но, несмотря на удручающее нежелание царицы считаться с его мнением, несмотря на сопротивление сословных братьев, упорно не хотевших перевоспитываться по его советам, Сумароков продолжал борьбу за свои идеалы с нечеловеческим напряжением всех сил души, благородно отвергая всякий компромисс, всякую возможность хотя бы для себя поступиться этими идеалами. Он боролся, как трагический герой классицистской пьесы, а в глазах окружения выглядел скорее персонажем классицистской же, но комедии. В полном соответствии с канонами нормативной эстетики среда, к которой он обращался и во имя интересов которой он выступал, ревизовала нравственно-философское содержание его литературной и общественной деятельности, уценила его на несколько порядков и из сферы возвышенной действительности перевела его в сферу действительности низкой.

Точно так же, как классицистский герой должен был в одном и том же доме, на протяжении одних и тех же суток, в общении с одними и теми же лицами решить роковую проблему, мучительный вопрос, от которого зависит его жизнь и смерть, Сумароков был приговорен судьбою к отысканию истины в пределах дворянского горизонта. А вернее он сам обрек себя на это.

Спустя несколько лет после описанной сцены примирения в шуваловской гостиной Сумароков в одной из статей дал четкое определение своего социального кредо, которое во многом помогает уяснить причины его нравственной катастрофы: Рабам принадлежит раболепная покорность, сынам отечества попечение о государстве, монарху власть, истине предписание законов. Вот основание общенародного российского благосостояния.

При всем своем сострадании к мужику Они работают, а вы их труд едите, при всей своей взыскательности к дворянам:

 

Какое барина различье с мужиком И тот, и тот земли одушевленный ком. И если не ясней ум барской мужиковат. То я различия не вижу Никанова,

 

при всей своей способности стать выше сословных предрассудков Сумароков женился во второй раз на своей крепостной, при всем этом он отказывался видеть в подлом народе позитивную общественную силу. Активность рабов, с его точки зрения, могла быть только разрушительной: Прервала чернь узы свои: нет монаршей власти; скипетр и законы бессильны: властвуют и повелевают рабы: сыны отечества молчат и повинуются. Се мнимое естественное право, что все человека равны

Вот почему, несмотря на бесчеловечные насмешки, которым поэт подвергался в домах вельмож, он вновь и вновь шел туда, вновь и вновь доказывал необходимость просвещения и нравственного перерождения дворянства, чтобы подвергаться новым издевательствам, сносить которые ему становилось все труднее и труднее. . .

Принципиально противоположный тип личности воплотился в Ломоносове. Правда, которую он нес, была шире и сильнее сумароковской. Он и сам, как человек, был шире и сильнее. Это точно зафиксировано у Пушкина: Ломоносов был иного покроя. С ним шутить было накладно. Он везде был тот же: в доме, где все его трепетали; во дворце, где он Дирол за уши пажей; в Академии, где. . . не смели при нем пикнуть.

Ломоносов и в напудренном парике оставался помором: человеком гордым, прямодушным и сильным.

 

4

 

Поэзия Ломоносова в 1750-е годы достигает редкой даже для него силы и глубины. Единодушный легион доводов в пользу собственного понимания Истины, столь впечатляюще и многообразно заявивший о себе в естественнонаучных работах Ломоносова,

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика