lebedev-lomonosov

 

Лебедев Е.Н. Ломоносов

 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
Лебедев Е.Н.
Ломоносов
стр. 279


распространение наук в России, ежели мое к Вам усердие не исчезло из памяти, постарайтесь о скором исполнении моих справедливых для пользы отечества прошениях, а о примирении меня с Сумароковым, как о мелочном деле, позабудьте. Ожидая от Вас справедливого ответа, с древним высокопочитанием пребываю

Вашего высокопревосходительства

униженный и покорный слуга

Михайло Ломоносов

1761 года

Генваря 19 дня.

 

Как многозначителен в письме к баловню судьбы этот каламбур: вы имеете ныне случай Как показателен этот органичный переход Ломоносова от личной обиды к распространению наук в России Вернее, даже и не переход от одного к другому, но именно глубокое слияние одного в другом. Это письмо о личной обиде за русскую науку. Пафос его воспитательный.

Тем отчетливее проступает высокая нравственность Ломоносовского поведения в самом инциденте, который послужил поводом к письму. Ведь в тот январский день 1761 года, в елизаветинском Петербурге, в одном из красивейших и богатейших домов России, в светлом о семи окнах кабинете, в котором радушный хозяин так часто любил сиживать в большом кресле у столика изящной работы в окружении книг и друзей, в этой обстановке, где все радовало взор, все располагало к возвышенным мыслям о человеке, о величии его разума, о красоте его деяний, совершалось элементарное попрание человека разумного, его унижение, в котором просвещенная компания находила род удовольствия.

Безнравственность происходящего состояла в том, что никто из присутствующих, за единственным исключением, не считал себя тем, чем он являлся на самом деле. Это был маленький спектакль с четким распределением ролей между участниками: ради восстановления спокойствия на российском Парнасе российский Меценат мирил российского Расина Сумарокова, с российским Мальгербом Ломоносовым в присутствии российских любителей художеств. И только Ломоносов захотел остаться Ломоносовым. Не подыграл

Отсюда, конечно, не следует, что, скажем, Сумароков, в отличие от Ломоносова, был лишен чувства собственного достоинства. Потомственный дворянин, он впитал в себя понятия о достоинстве, о чести с молоком матери. Он даже выступал в те годы одним из виднейших идеологов русского дворянства, писателем, в полном смысле слова формировавшим моральный кодекс служилого сословия: достаточно прочитать его сатиры, оды, его трагедии, в которых он выступал восторженным и одновременно требовательным проповедником чести и личного достоинства русского дворянина.

Однако, несмотря на все это, Сумароков, как отмечал Пушкин, был шутом у всех тогдашних вельмож: у Шувалова, у Панина; его дразнили, подстрекали и забавлялись его выходками. Фонвизин. . . забавлял знатных, передразнивая Александра Петровича в совершенстве. Державин исподтишка писал сатиры на Сумарокова и приезжал как ни в чем не бывало наслаждаться его бешенством.

Для писателя-классициста, резонера по преимуществу, сознательно делавшего в своем творчестве ставку на убеждение, на дидактику, для такого писателя столкнуться с подобным отношением к себе и своим идеям означало трагедию, катастрофу.

Сумароков попытался впоследствии давать уроки и Екатерине П. Не ограничиваясь одами, где воспитание императрицы велось иносказательно, он одолевал ее записками, в которых излагал важные, с его точки зрения, политические мысли, мечтал увидеть в ней истинно дворянскую монархиню, то есть во всем послушную воле служилого сословия. Когда императрице стало совсем невмоготу от просветительских домогании русского Расина, она его урезонила: Господин Сумароков поэт, и довольной связи в мыслях не имеет.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
Замглавы Минтранса бросит работу ради карьеры певца в рок-группе
Замглавы Министерства транспорта Алан Лушников объявил о своей отставке. Чиновник занимается вопросами железнодорожного транспорта.
Стала известна дата выхода третьей части «Kingsman»
Согласно имеющейся информации, третий фильм о частном международном разведуправлении Kingsman выйдет на экраны 8 ноября 2019 года.
Кодзима показал новый трейлер игры Death Stranding
На проходящей в Японии игровой выставке Tokyo Game Show 2018 показали новый трейлер Death Stranding – игры, к которой причастны актер Норман Ридус (Дэрил Диксон из «Ходячих мертвецов»), Мадс Миккельсен («Ганнибал»), Гильермо Дель Торо (режиссер «Формы воды», получившей два «Оскара», в том числе – за лучший фильм) и Хидео Кодзима (гений).
Гран-при «Амурской осени» взял фильм «Кастинг» Игоря Стама
Церемония закрытия 16-го фестиваля «Амурская осень» в Благовещенске началась с выступления Амурского камерного хора «Возрождение» с песней «Шуми, Амур» и «Оды к радости» на немецком языке.
Джоан Роулинг представила роман со злодеем-антисемитом
Знаменитая британская писательница Джоан Роулинг представила новый детективный роман «Смертельная белизна», продолжив серию книг про приключения детектива Корморана Страйка, в этот раз его главным врагом стал леворадикальный антисемит.
Сергей Лазарев стал католическим священником в новом клипе «Шепотом»
Судя по всему, именно образ молодого католика, который создал британский актер, и пытался воплотить в клипе «Шепотом» российский певец.
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика