земледельцев. Все
сие
живописству мы должны. Но его-совершенство от химии зависит. Отними
искусством ея изобретенные краски, лишатся изображения
приятности, потеряется
с вещами сходство, и самая живность их исчезнет, , которую от них
имеют. Правда,
что краски не сохраняют своей ясности и доброты толь долго, как мы желаем,
, но
в краткое время изменяются, темнеют и наконец великия части красоты своея
лишаются.
К кому же для отвращения сего недостатка должно было прибегнуть? Кто изобрести
мог к долговременному и непременному пребыванию живописных вещей средства? Та
же химия, которая, видя, что от строгих перемен воздуха и от лучей солнечных
нежные составы ее увядают и разрушаются, сильнейшее искусства своего
орудие, огонь
употребила и, твердые минералы со стеклом в великом жару соединив, произвела
материи, , которыя светлостию и чистотою прежних в деле превосходят, а
твердостию и постоянством воздушной влажности и солнечному зною так противятся,
что через многие веки нимало красоты своея не утратили, что свидетельствуют
прежде тысящи лет мусиею8 наведенные в Греции и в Италии храмы. И
хотя еще в древнейшие времена употреблены были к тому природные разных цветов
камни, для того что-тогда и в обыкновенной живописи служили натуральные разные
земли за неимением красок, искусством составленных, но великие преимущества,
которые стеклянные составы перед камнями имеют, привлекли в нынешнее время
искусных римских художников к их употреблению. Ибо, во-первых, , редко и
весьма трудно прибрать можно тени толь многих-цветов из натуральных
камней, какие
в составах выходят по произволению художника. Второе, хотя иногда с
великим-трудом и приберутся, однако немалые и к другим делам. угодные дорогие
камни должно портить. Третие, из составов для их большей мягкости можно
отделять и выплавливать, части желаемой величины и Фиглгоы к чемѵ природные
камни много
поту и терпеливости требуют. Наконец, искус