тящихся тел наподобие реки во
все стороны разливающееся; от Картезия поставляется беспрестанно зыблющееся
без течения. Из сих мнений которое есть правое и довольно ли к истолкованию
свойств света и цветов, о том со вниманием и осторожностию подумаем.
Для ясного и
подробного понятия
должно рассмотреть все возможные материй движения вообще. Итак, положив
жидкую, тончайшую и неосязаемую материю света, о чем ныне уже никто не
сомневается, три возможные движения в оной находим, которые действительно
есть или нет — после окажется. Первое движение может быть текущее или
проходное, как Гассенд и Невтон думают, которым эфир (материю света с
древними и многими новыми так называю) движется от солнца и от других великих и
малых светящих тел во все стороны наподобие реки беспрестанно. Второе движение
может в эфире быть зыблющееся, по Картезиеву и Гугениеву мнению, которым он
наподобие весьма мелких и частых волн во все стороны от солнца
действует, простирая
оные по исполненному матернею океану всемирного пространства, подобно как
тихо стоящая вода от впадшего камня на все стороны параллельными кругами волны
простирает, без текущего своего движения. Третье движение быть может
коловратное, когда каждая нечувствительная частица, эфир составляющая, около
своего центра или оси обращается. Сии три возможные эфира движения могут ли
быть в нем действительно и производить свет и цветы — о том начнем порядочно и
вникательно исследовать.
Мнение, полагающее причину
света в текущем движении эфира, есть одно только произволенное
положение, никаких
оснований и доказательств не имеющее. Два только обстоятельства некоторый вид
вероятности показывают: первое — правила преломления лучей, Невтоном
изобретенные, второе — чувствительное время, в которое свет от солнца к нам
приходит. Но правила основаны на подобном произвольном положении о
притягательной тел силе, которое знатней-