В
ясную погоду ищут обыкновенно,
во-первых, широты места по возвышению светил, как упомянуто, над горизонтом.
Потом из разного повышения двух в одно время или одного дважды выводится время
на корабельном меридиане. К сим наблюдениям весьма способно употребляют ныне
квадрант6 аглинский с зеркалами, которым остроумный изобретатель
научил сводить с неба звезды. 7 Познав широту и время на месте
корабля, ищут долготы двумя между собою различными путями: один—механический,
8 другой — астрономический. Сим — по сравнению разного положения
звезд, оным — по самым как возможно верным морским часам разность меридианов
познавать стараются.
Неудобности и
трудности, коим
сей способ подвержен^ состоят в следующих: аглинский Гадлеев квадрант, хотя с
великою способностию употребляется к измерению высоты звезд от горизонта, так
что качанье корабля уничтожается, которое от звезды к наблюдателю прямо
простирается, а те колебания, что сим перпендикулярны и наблюдателю побочны, ,
сим инструментом не умаляются, отчего точное звезды от горизонта расстояние
не может определено быть удобно. Сверх сего, горизонта непостоянная вышина от
разного лучей преломления и в ночное или туманное время весьма неявственный
предел подвергают все наблюдения толь великим ошибкам, что погрешность и в
ясную погоду едва меньше пяти минут бывает. А отсюду происходит, что
неверности, в ширине и в часовом углу воспоследовавшие, великую разность (а
особливо когда на одну сторону клонятся)9 в долготе истинной от
долготы, выкладкою произведенной, рождают и место корабля оставляют в
сумнительстве. Сего ради старался я, чтобы ненадежный и неявственный
горизонт оставить и сыскать другой надежнее способ, который бы притом чаще
употреблять можно было.
К определению
времени на первом
меридиане лучшим всех средством признаваются и выкладкам из сравнения положений
звезд предпочитаются часы морские такого ело