новенного барометра на море
отнюдь употребить нельзя. Для того составляю его из двух термометров: один из
тройной водки, другой воздушный, который особливо называется манометр
(фиг. XXVI).
Оба укрепя горизонтально на одной доске, определить им сперва в воде со льдом
градус замерзания, потом в теплой воде около 90 градусов другой предел
назначить
и разделить всё, как надлежит; присем записать градус тогдашняя вышины
обыкновенного барометра. Известно, что первый термометр от одной теплоты
переменяется; мано-
Фиг. XXVI.
метр перемену
теплоты и тягости
воздуха чувствует. Итак, когда оба термометры ходят согласно, указывая на
тот же градус, то значит, что барометр стоит толь же высоко, как
стоял, когда
оные два термометры сделаны. Когда же воздушный термометр стоит ниже другого,
показывает, что воздух стал тяжелее и барометр выше; а когда стоит воздушный
выше водочного, то уверяет, что воздух стал легче и барометр ниже.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассудив, коль много есть в море
опасностей, которым не токмо корабли, великими трудами и многим иждивением
построенные и дорогими товарами нагруженные, но и жизни человеческие
подвергаются, не будет никто дивиться, что в науках обращающиеся толь разных
и многих ищут способов для отвращения оных.
К спасению толикого добра все должно
употреблять силы и
против толь великого и страшного исполина, каков есть