тила, будет оставаться в трубе
приблизительно
параллельным ее оси. Ибо когда меньшее колесо г повернется, например, на 10
градусов, большее колесо R повернется на половину этого, то есть на 5
градусов. Луч
же после отражения от зеркала отклонится еще на 5 градусов. И, таким образом,
угол наклонения оси к горизонту всегда будет параллелен отраженному
лучу, несмотря
на колебания в направлении отсветила к наблюдателю.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ДОЛГОТЫ И ШИРОТЫ В
ОБЛАЧНУЮ ПОГОДУ
Глава
I
О НАПРАВЛЕНИИ КОРАБЛЯ ПО ПОВЕРХНОСТИ
МОРЯ
§ 34а
* § 34 в латинском тексте
повторяется.
|
Все, что мы рассматривали в первой
части, только в
ясную погоду обещает старательному мореплавателю помощь и подкрепление. Но
как только небо покрывается тучами, которые препятствуют наблюдению звезд, уже
ни отборнейшие часы, ни лучшие небесные трубы, ни механизмы, обезвреживающие
качку корабля, не приносят никакой пользы. Итак, явствует, что следует
прибегнуть к другим средствам. И удивительно, что на их
изобретение, применение
и разработку едва ли сколько-нибудь труда употребили плавающие по обширным
морям, хотя они и знают, что немалую часть года небо бывает облачно, и что
тогда бурями более всего сотрясается море, корабли далеко отвращаются от
предположенного пути и повергаются в пасть самого рока.