ллоскости компаса. Бумага должна быть
направлена так, чтобы
проводимая на ней линия была расположена под прямым углом к диаметру компасного
круга. Наконец, компасный круг должен быть обтянут кольцом mm, к которому
прикрепляется
тонкий карандаш Р, при
движении соприкасающийся с бумагой ЕЕ без чувствительного трения, помощью
спиральной
пружины, свитой из железной нити и вставленной в полый цилиндр. Кольцо mm
должно быть плотно надето на
круг, чтобы при направлении карандаша в определенную сторону его положение
оставалось неизменным.
§ 40
При таком
соединении компаса с
часами бумага станет перематываться с одного цилиндра на
другой. Карандаш, легко
скользя по ней, начертит линию NN [фиг. XV], которая покажет зевки и
небрежность
рулевого; их можно при
Фиг. XV.
этом оценить по совокупности и
исчислить взвешиванием. Покажется,
конечно, странным измерять весом ошибки, допу-. щенные при управлении
кораблем, но это оказывается возможным. А именно отклонения NN в ту или иную
или в обе стороны
от прямой линии КК, вырезанные
ножницами, надо взвесить на самых чувствительных весах, это даст сумму их
всех,
равную некоторому параллелограмму KP, вес которого