таким образом, чтобы, когда А
вследствие наклонения кормы
отступит к D, крючок К захватывал зубцы колеса С и, возвращаясь
ота
D, отводил из прежнего положения
столько градусов, насколько он отступал от перегородки gg. Таким
образом, градусы каждой
волны будут измеряться соответственным отступлением отвеса. Колесо Н покажет
число обращений колеса
С, так что можно будет узнать для данного промежутка времени, сколько
градусов составляют все волны, взятые вместе.
§ 47
Когда это
происходит, отвес А каждым прикосновением к
перегородке gg вдвигает гвоздь і, который может входить в отверстие не далее
как
настолько, чтобы захватить один зуб колеса М, и вынуждаемый действием пружины
е возвращаться в прежнее
положение, двигает колесо, обратному вращению которого препятствует упор
р. Обороты этого колеса отмечает
другое колесо N. Таким
образом, следовательно, действием одного и того же инструмента будут
показаны
и число волн и сумма градусов всех качаний корабля за тот же промежуток времени,
действовавших на инструмент.
§ 48
Итак, данную сумму
градусов
надо разделить на число волн, что даст наибольший общий угол к
горизонту. Узнав
его, можно будет сравнить кривую линию с дугой земного шара, представляющей
путь корабля, и найти истинную меру этого пути. Каким именно образом
произвести это [вычисление], кажется нам задачей, достойной того, чтобы
предложить ее остроумнейшим математикам нашего времени.
а В
латинском тексте ошибочно к