Читая здесь о великой атмосфере около
помянутой планеты,
скажет кто: подумать-де можно, что в ней потому и пары восходят, сгущаются
облака, падают дожди, протекают ручьи, собираются в реки, реки втекают в
моря, произрастают везде разные прозябения, ими питаются животные. И сие-де,
подобно Коперниковой системе, противно-де закону.
От таковых размышлений происходит
подобный спор о
движении и о стоянии Земли. Богословы западный церкви принимают слова Иисуса
На вина, глава 10 стих 12, в точном грамматическом разуме и потому хотят
доказать, что Земля стоит.
Но сей спор имеет начало свое от
идолопоклоннических, а
не от христианских учителей. Древние астрономы (еще задолго до рождества
Христова): Никита Сиракузянец признал дневное Земли около своей оси обращение,
Филолай — годовое около Солнца. Сто лет после того Аристарх Самий-ский
показал солнечную систему яснее. Однако эллинские жрецы и суеверы тому
противились и правду на много веков погасили. Первый Клеант некто доносил на
Аристарха, что он по своей системе о движении Земли дерзнул подвигнуть с места
великую богиню Весту, всея Земли содержательницу, дерзнул беспрестанно
вертеть Нептуна, Плутона, Цересу, всех нимф, богов лесных и домашних по
всей Земли. Итак, идолопоклонническое суеверие держало астрономическую Землю
в своих челюстях, не давая ей двигаться, хотя она сама свое дело и божие
повеление всегда исполняла. Между тем астрономы принуждены были выдумывать
для изъяснения небесных явлений глупые и с механикою и геометриею прекословящие
пути планетам, циклы и эпициклы (круги и побочные круги).
Жаль, что тогда не было таких
остроумных поваров, как
следующий:
Случились вместе два ас тронома
в пиру, И спорили весьма между собой в жару. Один твердил:
Земля, вертясь, круг
Солнца ходит; 24*