Сколько рассуждение
и внимание
натуральных вещей утверждает в вере, следуют тому примеры не токмо из .
эллинских
стихотворцев, но и из великих христианских первых учителей.
Клавдиян о падении Руфинове
объявляет, коль много
служит внимание к натуре для познания божества:
Я долго размышлял и
долго был в
сомненье, Что есть ли на Землю от высоты смотренье, Или по слепоте без ряду
все течет, И промыслу с небес во всей вселенной нет. Однако, посмотрев
светил небесных стройность, Земли, морей и рек доброту и
пристойность, Премену
дней, ночей, явления Луны, Признал, что божеской мы силой созданы.
Больше не
остается, как только
коротко сказать и повторить, что знание натуры, какое бы оно имя ни
имело, христианскому
закону не противно; и кто натуру исследовать тщится, бога знает и
почитает, тот
с Василием Великим согласится, коего словами сие заключается (беседа 6, о
бытии
светил): „Аще сим научимся, себе самыя познаем, бога познаем, создавшему
поклонимся, владыце поработаем, отца прославим, питателя нашего
возлюбим, благодетеля
почтим, началовожду жизни нашея насущия и будущия поклоняю-щеся не
престанем".