которые стараются согласить
несогласные, повидимому, места в богодухновенных евангелистах. Ибо и натура
есть некоторое евангелие, благовествующее неумолчно творческую
силу, премудрость
и величество. Не токмо небеса, но и недра земные поведают славу божию.
§ 165
Кажется кому противна долгота
времени и множество веков, требуемых на обращение дел и произведение вещей в
натуре больше, нежели как принятое у нас церковное исчисление, тот возьми в
рассуждение: 1) что оно не догмат веры, ниже узаконение, утвержденное
соборами, но только есть старый способ для сравнения времен древних с
позднейшими
и для показания по порядку деяний разных государей, разных приключений и
прочего; 2) что хотя восточная наша христианская церковь от западной в
исчислении лет от сотворения мира больше, нежели пятнадцатью столетиями
разнится,
однако в том не происходили между ими никакие распри; 3) да и происходить бы
не должно, ради неявственных и сомнительных чисел в еврейском ветхом
завете, кои
подобно, как и другие многие места в оном, не могли и поныне довольно
разобрать самые искусные учители оного языка. 4) И сие есть не последнею
причиною, что все христианские народы начинают исчисление лет от рождества
Христова, оставив древнее, как не довольно определенное и сомнительное. 5)
Сверх сего между нашими христианскими хронологами нет в том согласия; например
Феофил, епископ Антиохийский, полагает от Адама до Христа 5515 лет, Августин
5351, Иероним 3941; то не можно вовсе отвергнуть и внешних
летоисчисления, как
оставили на память древние авторы о халдеях, египтянах, персах, и ныне о
своем народе уверяют китайцы, коих всех вовсе пренебречь есть то же, что за
ложь и за басни поставить все древние исторические известия, несмотря на
очевидные долговременных трудов человеческих остатки, каковы суть
египетские пирамиды,