Глава
4
О
НРАВАХ, ПОВЕДЕНИЯХ И О ВЕРАХ
СЛАВЕНСКИХ
Разные славян поколения неспоримо
разнились обычаями, хотя во многом имели сходство. Кроме разделения по местам,
разность времени отменяет поведения. Того ради
мидских, венетских, иллирийских,
амазонских и сарматских предков славенских, кои многими веками, великими
расстояниями и,
сверх
того, многоразличными преселениями отделяются, не изображаю в тогдашнем виде,
который, по свойствам тамошнего климату и по соседству с отменными народами,
походить не может на преселившихся их поздних потомков. Итак, довольно будет,
когда увидим их, по преселениях несколько 'описанных.
Когда имя
славенское в свете
прославилось войнами против римлян и греков, тогда Прокопий Кесарийский, *
того же веку писатель, следующее об них на память оставил: „Сии .
народы, славяне
и анты, не подлежат единодержавной власти, ло издревле живут под
общенародным повелительством. Пользу и вред все обще приемлют. Также и прочие
дела у обоих народов содержатся издревле. Единого бога, творца грому и всего
мира господа исповедуют. Ему приносят волов и другие жертвы. Судьбины не
признавают и не приписывают ей никаких действий в роде человеческом. Впадши в
болезнь ■или готовясь на войну и видя близко смерть, дают богу
обещание, что ежели от нее свободятся, немедленно принесут жертву. Получив
желаемое, исполняют свое обещание вскоре и верят, что жизнь их сохранена
оною жертвою. Сверх того, почитают реки и другие воды, также и некоторых
иных богов, которым всем служат и в приношении жертвы гадают о будущем. Живут
в убогих хижинах, порознь рассеянных, и нередко с одного места преселяются на
другое. Когда іна бой выходят, многие идут пеши
со щитами и с копьями;
* О
Готич. войне, кн. 3, гл.
14. 2*