некогда преславный город Виннета, в
котором
многонародное пристанище грекам и варварам, около жившим. Все европейские
городы превосходил величеством. В нем жили славяне, смешанные с другими
народами, с варварами и с греками. Приезжим саксонцам равно позволялось жить
в сем городе, лишь бы только не сказывались христианами, ибо славяне все даже
до разорения сего города служили идолам. Впрочем странноприимством и нравами
ни един народ не был честнее и доброхотнее. Купечествовал товарами разного
рода с разными народами пребогатый город и все имел, что бывает ~ редко и
приятно. Разорен от некоторого короля датского» Видны еще только древних
развалин остатки". После сего привык народ славенский в Померании к
морскому разбойничеству.
О нравах и о вере
вендских
померанских славян, особливо которые жительствовали в Вагрии, северные
писатели
уверяют, * что у них многоженство в обычае было: покупали жен, сколько кому
прокормить возможно. Хотя ж почитали единого бога на небесах, который имел об
оных попечение, однако земные дела поручал другим. Святовид на острове Ругене
вырезан был из дерева о четырех лицах, в коротком платье, стоял в капище, в
левой руке держал лук, в правой рог с вином; на^бедре превеликий меч в
серебряных ножнах. ** При нем висело седло и узда величины чрезвычайной. Четыре
лица, как кажется, значили четыре части года. Именем сего идола давал жрец
ответы. Святовиду честию следовал Прове, или Проно, особливо у вагрских
славян; стоял на великом и кудрявом дубе. Около его на земли расставлены до
тысячи идолов с двумя, тремя лицами и больше. Перед Проном стоял алтарь для
приношения жертвы Раде га. ст держал на груди щит с изображенною воловою
головою, в левой руке копье, на шлеме петух с распростертыми
крилами. Сива, или
Сиба, наган женгх^ина волосы назади висели до подколенков* в правой руке
яблоко в левой виноградный грозд держала.
Тарткнох. Диссерт. 12, о
делах прус, § 2. 26 **Арнкил.
О цымбрском идолопоклонстве, на многих меетах. 27