во владение, о
которой
российские князи не пеклись, будучи тогда в разделении и межусобии.
Что ж
вышепоказанные пруссы
были с варягами-россами одноплеменны, из следующих явствует. И, во-
первых, снесение
домашних наших летописцев подает уже повод думать-о единоплеменстве сих двух
народов, именем мало между собою разнящихся. Нестор предал на память, что
Рурик призван на владение к славянам из варягов-россов. Новгородский
летописец производит его от пруссов, в чем многие степенные книги согласуются.
И, таким образом, россы и пруссы уже оказываются единым народом.
Из внешних
авторов Преторий *
довольно знать дает свое мнение, совокупляя руссов и пруссов в одно
племя. Положение
места тому соответствует. ** То ж подтверждает древнее тесное прусское
соседство с Россиею, в которой Подляхия и великая часть Литвы заключалась, от
чего и поныне Литва древние российские законы содержит. Восточное плечо реки
Немени, впадающее в Курской залив, называется Руса, которое
имя, конечно, носит
на себе по варягам-россам. Сие-все еще подкрепляется обычаями древних пруссов,
коими, сходствуют с варягами, призванными к нам на владение.
Кромер*** о
древних пруссах
пишет, как они любили в банях париться и в холодной воде после того
купаться, что
и поныне российский народ охотно употребляет. То ж гласят обряды, которые как
у старых пруссов, так и ныне в некоторых пограничных российских провинциях
употребляются.
Больше всех утверждает единство древних пруссов с варягами-россами почтение
одного главного идола по имени, по знаменованию и по обрядам. Перкун прусский
был то же, что у россов Перун, которым Ольг клялся грекам при заключении
мирного договора **** и которого
* На многих
местах. " **
Арнолд, кн. 1, гл. 2. *** Стр. 43. 4Ь
Нестор 6415 года.