почитал еще в
неверии Владимир.
У обоих народов значил Перун бога грому и молнии; у обоих жрецы приносили ему
в жертву огонь неугасимый и казнены были смертию, когда угасал их небрежением.
* Но сии доводы еще сильнее будут, когда покажем, что варяги-россы был
главный народ и знатнее, нежели пруссы, которые от них имя себе получили.
Знатные некоторые
берлинские
ученые люди по справедливости рассуждают, когда, исследуя о происхождении
имени пруссов, пишут, ** что к желаемому своему исканию те ближе всех подходят,
которые имя Пруссии из славенского языка производят, то есть из имени Русь и
предлога по. Правда, что они сие думают
быть в рассуждении соседства с Россиею, однако по сему равным бы образом и
прочие древние российские соседы, как ливонцы, поляки и другие, , названы
быть могли поруссами или пруссами. Меня многие причины принуждают верить, что
сие прозвание дано не по месту, но по времени. И, во-первых, имя россов за
полтораста лет прежде известно учинилось, нежели пруссов; для того рассуждаю,
что когда Рурик с братьями, со всем родом и с варягами-россами преселился к
славянам новогородским, тогда оставшиеся жители после них на прежних своих
местах-поруссами, или оставшимися по руссах, проименованы. Что ж о пруссах
больше упоминают северные историки, то происходит также от времени, а
преимуществу россов ничего не отнимает. Ибо все оные авторы около четырехсот
лет после Рурика и по отъезде россов о северных делах писали и ради того знали
на берегах балтийских одних пруссов; о россах-имели мало знания. И, таким
образом, в следующие веки остатки их известнее учинились, нежели сами главные
варяги-россы. В утверждение сего следующее служит.
Литва, Жмудь и
Подляхия
исстари звались Русью, *** и сие имя не должно производить и начинать от
времени;
* Вейсель, лист
18, 23Д9 ** Берлинской Академии календарь 1702. 50