память
празднуется, по
древнему идолу проименована от простонародия Купальницею.
Отстоянием
полугодичного
времени почиталася Коляда, праздничный бог, декабря в 24 число. Не иначе сие
разуметь можно, как что, зимние дни в праздности без военного дела, без
пашенной и скотопасной работы люди препровождая, уставили Коляде сей праздник.
Употребительные ныне между христианами около сего времени на празднество
рождества
христова игрища, в личинах и в отменном платье, едва ли не оттуду происходят,
ибо по деревням и поныне Коляду в плясках и песнях возглашают. И хотя сие
приводят в сомнение иностранные народы тем же с нами обычаем, не зная Коляды
ниже по имени; однако Янусом нашим древним сей идол не без вероятности назван
быть может ради разных лиц, харями развращенных.
Приносилась, сверх сего, жертва
рекам и озерам по общему многобожному употреблению народов. Древние наши
предки как текущие воды боготворили, явствует, что и поныне простонародные
песни от многократного именования Дунай начало свое принимают; в иных и на
всяком повороте имя обоженной реки повторяется. От реки ж Бога (Буга) и
всевышнему творцу имя даем даже доныне. Жертвы приносились весною по
разлиянии вод купаньем, может быть, и нарочным утоплением людей, как в
жертву. Остаток сего обычая видим у простонародия в облиянии водою на велик
день, когда под именем наказания тех, которые утреннее пение проспали, в
холодную воду бросают или обливают, что вере предосудительно, телу
вредно, жизни
опасно и между пьяными подает повод к смертоубийственным раздорам.
Всеми сими идолами наполнены
были улицы и поля около Киева и во всей России распространились Владимировым
суеверным повелением прежде просвещения. В Великий Новгород поставил
наместником дядю своего Добрыню и послал с ним идолов. Перун, возвышенный
над Волховом, при