ка эта была раскрыта
Л. Б. Модэалевским
в вышеупомянутой статье-(Ломоносов, II, 1946, стр. 267).
Однако если авторство
А. И. Богданова для этой части
книги не подлежит оомнению, то это не снимает вопроса о редакторской обработке
Ломоносовым текста Богданова.
В „Росписи сочинениям и другим трудам
советника
Ломоносова", написанной им в начале 1764 г. , в разделе „История"
он на первом' месте поставил: „Сочинен Краткий летописец Российский с
родословием
и напечатан" (акад. изд. , т. VIII, стр. 276).
Стиль Ломоносова обнаруживается в
тексте
хронологического списка о Петре Великом, напр. : „Дабы изведать, что солдат
может, и показать, что должен делать"; „Именем громкий, присутствием
неизвестный простирает ум и руки" и т. д. ; „Сие действие [возвращение
Азова] хотя России самой за неприбыточное признавается, однако соседам нашим
спасительно было" и т. д. ; наконец, заключительная часть текста о
Петре, написанная с большим чувством, от слов „Много
претерпел", вероятно,
принадлежит самому Ломоносову.
Последняя часть — „Родословие
российских государей
мужеского и женского полу и брачные союзы с иностранными ^государями" —
является самостоятельным исследованием Ломоносова по доступным ему
источникам. В
числе взятых им из Библиотеки книг находился первый том „Родословных
таблиц" Иоганна Гюбнера (Genealogische Tabellen. Leipzig, 4 vol.
), fBKAK 4aBinHfi родословие русских царей, переиздававшийся
несколько раз с добавлениями и исправлениями. Ломоносов пользовался также
русскими рукописными родословными государей.
Одновременно с выпуском „Краткого
Российского
летописца" Ломоносов думал о втором издании „сея
книжицы", дополненном
и исправленном (см. его „Примечание" в конце текста). В связи с этим
стояло предложение, дважды сделанное Ломоносовым Канцелярии Академии, о
посылке в древние великокняжеские города художника, чтобы скопировать древние
портреты князей, надгробные надписи и собрать прочие сведения, без которых
„невозможно сочинить полного родословия российских государей, о которого
издании в свет Академия Наук старается" (Представление 16 октября 1760
г. Билярский,
стр. 464). Ломоносов указывал, что сохранение этих произведений старого
искусства нужно, , „чтобы показать и в других государствах российские
древности и тщание предков наших", и что „выданные прежде сего в печать
родословные грыдорованные листы не токмо весьма недостаточны, но и никакого*
сходства между собою в лицах не имеют" (Билярский, стр. 464). Ломоносов
имел в виду изданную Академией Наук в начале 40-х годов серию* портретов царей
и великих князей, выполненную И. Штенглиным (см. :.