уклонен и
приятен. Слов подлых
и невежливых надлежит удаляться, но такие употреблять, которые чести и
достоинству похваляемыя особы приличны. Во всем сложении слова должно
употреблять замыслы, тропы, высокие и приятные фигуры, как
отвращение, представление,
разговор, вымысл. А сильных и устремительных фигур, н. п.
, сообщения, заятия,
должно чужаться.
§ 127
Надгробное слово есть, которое
в похвалу усопшего человека предлагается. Вступление бывает по большей части
внезапное: 1) от жалобы, полной неудовольствия, на самую смерть, которая
человека, толь всем любезного, нужного или полезного, рано нас лишила; 2)
от восклицания жалостного о краткости жизни человеческой, о суетной и тщетной
надежде; 3) от негодования на то, что было смерти усопшего причина; 4) от
плачевныя по-гребальныя церемонии; 5) от обыкновения, у древних народов при
погребении в употреблении бывшего. Истолкование и утверждение заключают в себе
похвальные усопшего дела, почему надгробная речь не разнится от
панегирика, кроме
того что в панегирике радость, а здесь печаль возбуждать должен
ритор. Заключение
содержит желание и молитву о упокоении и о вечной памяти усопшего или увещание
к слушателям, чтобы они его добродетелям последовали, к чему присовокупляется
утешение сродников. Слова и мысли должен пригробный ритор употреблять
плачевные и самой материи пристойные.
§ 128
Академические речи называются
те, которые говорят ученые люди в академиях публично. Они бывают: первое, при
вступлении в профессорство; 2) при принятии ректорства; 3) при отложении
оного; 4) при произведении в градусы; 5) при диспутах. В первом случае
должно похвалить свою профессию, которую профессор на себя принимает, или
избрать из оной науки, к ко