ким, равным, то есть не
надлежит вскрикивать вдруг весьма громко и вдруг книзу опускаться, и, напротив
того, неприлично произносить однем тоном, без всякого повышения или
понижения,
но, как произносимый разум требует, умеренно повышать и понижать должно и
голос. В вопрошениях, в восклицаниях и в других сильных фигурах надлежит оный
возносить с некоторым стремлением и отрывом. В истолковании и в нежных
фигурах
должно говорить равняе и несколько пониже; радостную материю
веселым, печальную
плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и гордым, сердитую
произносить гневным тоном. И словом, голос свой управлять должен ритор по
состоянию и свойствам предлагаемыя материи.
§ 137
Каждый период должно
произносить отдельно от прочих, то есть, окончив оный, несколько
остановиться; части его, разделенные двоеточиями и запятыми, отделять малою
переменою голоса и едва чувствительною остановкою; каждое речение, склад и
литеру выговаривать чисто и ясно и в один дух излишно не захватывать, ибо сие
понуждает часто в непристойном месте остановиться или, несколько складов
не договоря, пропустить. Ненадобно очень спешить или излишную протяжность
употреблять,
для того что от первого слова бывает слушателям невнятно, а от другого
скучно.
§ 138
Что ж надлежит до положения
частей тела, то во время обыкновенного слова, где не изображаются никакие
страсти, стоят искусные риторы прямо и почти никаких движений не
употребляют, а
когда что сильными доводами доказывают и стремительными или нежными фигурами
речь свою предлагают, тогда изображают оную купно руками, очами, головою и
плечьми Протяженными кверху обеими руками или одною приносят к богу молитву
или клянутся и присягают; отвращенную от