городские и
сельские люди
умирают, то заключаем оттуду, что все люди смертны.
§ 82 5,
6
Что о всех частях рассуждаем, то
должно рассуждать и с всем целом, например:
Уже российские
грады от
военного шума не смущаются, села в глубоком мире покоятся, пристани и
крепости не страшатся неприятельских набегов, и так во всей России мир
процветает.
Из сего же места
Лактанций в
книге 2, в главе 5 доказывает, что свет за бога признавать не должно:
а Рит. рук. 1747 боги вместо зачеркнутого богами.
6
Рит. рук. 1747 следовал
параграф, зачеркнутый в рукописи От эна-менования имени неспоримых доводов
составлять
не можно, кроме однех догадок или мнений, но хотя они и
неосновательны, однако
от сочинителей слова иногда не без пользы употреблены бывают. Так, Плутарх
в Сертории примечает четырех Актеонов, которые несчастливы были: первый от
псов растерзан, два от диких вепрей убиты, один сирианин, другой из
Аркадии, четвертый присушным лекарством напоен.
|
Ежели
правда, что звезды не
боги, то ни солнце, ни луна богами быть не могут, ибо от прочих светил не
разумом, но величиною разнятся. А когда они не боги, то и все небо не
бог, на
котором они содержатся. Подобным образом, ежели земля, которую ногами
попираем, пашем и насеваем для пропитания, ежели она не бог, то посему ни
поля, ни горы богами быть не могут, а как сие правда, то и вся вселенная за
бога почитаема быть не долженствует. Также, когда вода, которую мы для
напоения и омытия своего употребляем, не бог, то и ни источники, из которых
она протекает, ни реки, которые из источников собираются. Но когда реки не
боги, то не бог и море, которое из рек стекается. Итак, когда ни небо, ни
земля, которые суть части света, боги а быть не могут, то и весь
свет не бог, который стоики одушевленным и премудрым называют. 6'
117