пространения слове, при
основательных
доказательствах и при движениях страстей весьма много способствуют. И как от
военных хитростей приходят неприятели в замешательство и в непорядок и
принуждены бывают переменить или и совсем позабыть свои намерения, так и
слушатели слова вымыслами восхищаются и позабывают свои возражения на
предлагаемую материю.
а
Рит. 1748; Соч. 1759 § 151
изложен так Цельные вымыслы в стихах суть героические
поэмы, трагедии, комедии,
эклоги, басни и притчи; в прозе — повести и также басни и притчи. О
стихах обстоятельно предложено будет в третьей книге сего
руководства. Повестью
называем пространное вымышленное чистое или смешанное описание какого-нибудь
деяния, которое содержит в себе примеры и учения о политике и о добрых
нравах; такова есть Барклаева Аргенида и Телемак Фенелонов. Из сего чиоа
выключаются сказки, которые никакого учения добрых нравов и поліпики не
содержат и почти ничем не увеселяют, но только разве своим нескладным
плетеньем на смех приводят, как сказка о Бове и великая часть французских
романов, которые все составлены от людей неискусных и время свое тщетно
препровождающих. Баснею называем краткий цельный вымысл, который служит к
возбуждению веселия или любви и к оных, изображению. Такие басни в прозе
писал Филострат о купидонах, а в стихах—Анакреон; примеры смотри § 299 и
300. Притча есть также краткий вымысл, соединенный со
нравоучением, которое
из оного следует. Примеры довольно видеть можно в Езопе. Такие притчи, как
и все вымыслы, разделяются на натуральные, ненатуральные и
смешанные. Натуральные
суть те, в которых ничего чрезъестественного не заключается, как притча о
женщине и о лекаре; ненатуральные, в которых бессловесным животным дается
слово или действия человеческие, как притча о журавле и о лисице. Смешанные
суть те, которые состоят из разговоров или действий натуральных и
ненатуральных, например, как жаворонок с человеком разговаривает.
б
Рит. корр. добавлено Езоповы притчи.
|