мне
на сретение исшедший, когда
мне казалось, что весь Рим. почти подвигнувшись от своего
основания, шествовал
смотреть на своего сохранителя (Цицерон в сл. по возвращении).
295
2) Поправлением, какое в пример
приводит Димитрий
Фа-лерей из потерянных стихов древния стихотворицы Сафы:
Зять входит, Марсу
равный.
Потом как бы она, себя
поправляя, говорит:
Мужей великих
много больший. 296
§
199297
Ирония
есть, когда чрез то, что
сказываем, противное раз меем. Цицерон говорит о Катилине во 2 против него
слове:
Да! человек он
боязливый и
прекроткий, не мог противиться консульскому голосу, и как только услышал
повеление, чтобы итти в ссылку, тотчас
послушал, успокоился!294
Он же в
14 слове против Антония":
Приятны бессмертным богам будут наши
благодарения и
жертвы наши по убиении толикого множества граждан!290
И Ювенал в 15
сатире о суеверии египтян, которые огородные зелия за божество почитали:
♦................................................ Коль
святы те народы,
У коих полны все
богами
огороды!ш
§ 200
301
Ирония состоит
иногда в одном
слове, когда малого человека Атлантом или гигантом, бессильного
Сэмпсоном, скаредного
Авессаломом или Иосифом называем, и посему надлежит она до тропов речений.
§ 201
302
К иронии причитаются еще другие
виды насмешества, из которых знатнейшие суть: