§ 212
Изречение, " фигура, есть
краткое и общее предложение идей, 6 особливо до нравоучения
надлежащих, например:
Сокровенный гнев
вредит, объявленный
без мщения теряется.
Счастие сильных боится, ленивых угнетает.
325
О том сам не сказывай, о чем другим молчать
повелеваешь.
Кто боязливо просит, тот учит отказывать.
Кто лютостию
подданных угнетает,
тот боящихся боится, и страх на самого обращается.
Ежели кто, имея
власть, другому
грешить не возбраняет, тем самим грешить повелевает.
Те не так боятся, которым страх ближе?
Счастливое беззаконие нередко добродетелью
называют.
Кто породою хвалится, тот чужим хвастает.
Что трудно терпеть, то сладко вспоминать.
§ 213
326
Вопрошение риторическое бывает
не для испытания неизвестных, но для сильнейшего изображения известных вещей,
что показывают следующие примеры.
а
Рит. рук. 1747 Учение.
б
Рит. рук. 1747 зачеркнуто содержит учащих добродетелям
или добрым нравам и обычаям, например.
в
Соч. 1759 пагуба перед глазами вместо страх ближе. г Соч. 1759
утыляться будет влесто
укрывать станешь, л Рит. рук. 1747 Капитолии вместо горы
Палатинской.
|
1) Из первого Цицеронова слова
против Катилины: Доколе будешь, Катилина, употреблять на зло терпение наше?
Коль долго
укрывать станешь г от нас сие твое бешенство? До чего похваляться
будешь необузданною твоею про-дерзостию? Или не возмущает тебя ночное защищение
горы Палатинской? ни стража около града, ни страх народный, ни