Носова далеко не бездейственное
оружие.
Возраставшие с годами тиражи од Ломоносова (1746 г. —200 экз. , 1752 г. —
600 экз. , 1759 г. —1170 экз. , вторая ода 1761 г. —2112 экз. )
показывают, что
эти поэтические произведения выходили за пределы узкой придворной и
академической среды, захватывали довольно обширный круг образованного
дворянства и проникали, можно думать, и в недворянское, разночинное
грамотное общество. В это общество просачивались — это мы твердо знаем — даже
и такие стихи Ломоносова, которые при жизни его не печатались. На поэтические
воззвания Ломоносова читатели откликались живо и подходили к ним разборчиво:
одни оды (ода 1762 г. ) продавались медленно, другие (вторая ода 1761 г. )
покупались нарасхват. Так, через головы царей и вельмож устанавливалось
литературное соприкосновение Ломоносова с теми читающими русскими людьми, из
чьих голосов слагалось тогдашнее общественное мнение. Влияя на него своими
стихами, Ломоносов приобретал в его лице идейного союзника, способного в свою
очередь тоже оказывать влияние. В этом заключалась суть поэтической стратегии
Ломоносова, который, борясь в своих стихах за «торжество
любимых идей», обращался не только к царям и их ближайшему окружению, а и ко
всему народу, если формой такого обращения оказывалась чаще всего придворная
«похвальная» ода, то это объяснялось, помимо обычая, тем, что при тогдашних
условиях это была наиболее доступная и наиболее удобная форма печатного
общения с публикой по вопросам идейного характера; о чем можно было
сравнительно легко сказать в оде, о том было гораздо труднее заговорить в
журнальной статье* да и журналов-то до 1755 г не было.
Велико есть и
знатно дело
Сердца народа привлещи.
1
Д. Д. Благой. История
русской литературы ХѴШ в. Изд. 2-е, М. , 1951. стр. 187—212.
|
(Ода
1746 г. ).