номической. Помор, не
носивший, по выражению Плеханова, «крепостного ошейника», но видавший своими
еще отроческими, зоркими и памятливыми глазами, до какого разорения доводят
главную кормилицу страны — русскую деревню даже самые победоносные
войны, слагает
гимны миру, объявляет «войну войне», «противу брани брань» и громит
сокрушительными ямбами «хищников чужих держав». Крестьянский сын, знавший по
личному опыту, как труден доступ таким, как он, в тесные «врата
учености», требует
с неиссякаемым упорством просвещения во всех его видах и не страшится и в
публикуемых им стихах, и в ходящих по рукам сатирах клеймить церковных владык
за их попытки положить предел свободному развитию естествознания. По всем
основным поэтическим произведениям Ломоносова красной нитью проходит
прославление великих открытий науки, утверждающих материалистическое
миропонимание, и прославление прикладной науки, преобразующей природу и
улучшающей условия человеческой жизни: этими двумя, особенно дорогими
Ломоносову темами порождены его лучшие стихи.
Ломоносов недаром называл поэзию
своей «утехой»: здесь
он давал полную волю своему неугасимому оптимизму. С неизменной при любых
условиях, богатырской, заражающей бодростью, с подлинно «благородной
упрямкой» он всегда верил в побеждающую силу того, за что боролась его
воинствующая муза. Таковы составные части того мощного идейного заряда, какой
заложен в ломоносовской поэзии.
Куда же посылался
этот заряд?
Заключенный большей частью в оболочку торжественной «похвальной» оды, он шел
прежде всего по своему официальному назначению: оды были прямым обращением к
царям и царицам. Мастерство, которым Ломоносов овладевал с каждым годом все
лучше и которое довел очень скоро до совершенства, заключалось в том, чтобы
облекать в форму придворной «похвалы» то деловую просьбу, то политический
совет, то политическое же предостережение; и нет сомнения, что тогдашние
правящие круги видели в одах Ломо-