поэтического опыта, отбирает
эти. моменты все скупее и характеризует их все лаконичнее. Так, взятие
Хотина (1739 г. ) дано в восьми эпизодах, бой под Вильманстрандом (1741 г. ) —
в четырех, Куннерсдорфское сражение (1759 г. )-только в одном. В той же
оде, где
идет речь об этом последнем сражении, упоминается и другое; ему посвящено
всего три стиха:
Цорндорфские
пески глубоки, Его
и нашей крови токи, Соединясь, кипели в вас.
(Ода 1759 г. ).
Если мы учтем, что
«пески
глубоки» действительно повлияли на исход Цорндорфского боя, что этот бой был
действительно очень кровопролитен и что большие потери понесены действительно
обеими сторонами, 1 то мы поймем, в чем заключалось то мастерство
исторической детали, которое развивал в себе Ломоносов: эта деталь была
всегда конкретна, исторически точна и всегда ухватывала основную, наиболее
характерную особенность данного события.
Говоря в своих
одах о текущих
явлениях тогдашней действительности, Ломоносов любил выражаться
иносказательно. Среди рассеянных в его стихах аллегорий и намеков наберется
немало таких, реального смысла которых мы спустя двести лет доискаться уже не
в силах. Есть, вероятно, и такие намеки, самого наличия которых мы не
ощущаем. Но при жизни Ломоносова дело обстояло не так: возраставший из года в
год спрос на его оды говорит о том, что были в его время потребители
стихов, которых
не смущали содержавшиеся в них загадки, которые умели и любили их разгадывать.
Историко-литературное значение поэзии
Ломоносова
огромно.
1 См. примечание 13
к стихотворению 238.
|
Первую и основную
историко-литературную заслугу Ломоносова-поэта короче и картиннее других
определил Радищев в следующих словах: «Ломоносов, уразумев смешное в Польском
одеянии наших стихов, снял с них несродное им полу