стр. 460—462). В 1753 г. им
была высказана и обнародована своя собственная, подробно мотивированная
гипотеза об электрической природе северных сияний (т. III наст, изд.
, стр. 81—91, 121-123,
147-149), предвосхитившая результаты экспериментальных
исследований, произведенных
в нашем столетии (там же, стр. 519). И, наконец, уже в последние годы
жизни (1763—1764 гг. ) Ломоносов приступил к писанию большого, трехтомного
труда под заглавием «Испытание причины северного сияния и подобных
явлений», который
он намеревался проиллюстрировать коллекцией своих зарисовок. Смерть не дала
Ломоносову довести это предприятие до конца (там же, стр. 481—486, 583—587).
Не
удивительно, что при таком
стойком внимании к вопросу о северных сияниях Ломоносов особенно дорожил своей
посвященной им одой. Она была в его глазах не только поэтическим произведением,
но и своего рода научной заявкой, на которую десять лет спустя после
сочинения оды Ломоносов ссылался, отстаивая свой приоритет: «Ода моя о
северном сиянии, — писал он в 1753 г. , — которая сочинена 1743 года, а в
1747-м году в Риторике напечатана, содержит мое давнейшее мнение, что
северное сияние движением эфира произведено быть может» (там
же, стр. 123). Это
заявление было сделано в связи с тем, что сходная с ломоносовской гипотеза
Франклина
была опубликована в 1751 г. (там же, стр. 524, прим. 1).
Ломоносов
напечатал «Вечернее
размышление» не только в «Риторике», но и в обоих собраниях своих сочинений
(июль 1751 г. и сентябрь 1758 г. ), причем не переставал отделывать его текст.
Эта отделка (см. текстологические сноски) имела задачей воспроизвести ход
научной мысли с предельной ясностью, простотой и точностью. Цель была
достигнута: лапидарные четырехстопные ямбы с одними мужскими рифмами как
нельзя лучше передают пафос поэта и естествоиспытателя.
Современники
Ломоносова ставили
«Вечернее размышление» выше «Утреннего» (Ode sur la mort de Monsieur Lomonosof
de
TAcademie des Sciences de St. Petersburg. Paris [Ода на смерть господина
Ломоносова, члена С. Петербургской Академии
наук. Париж], 1765, стр. 13). В
более поздние времена оно было справедливо признано «самым блестящим его
стихотворением» (Пекарский, стр. 346).
Полезно сравнить его с
прекрасным по-своему прозаическим описанием северного сияния, которое
Ломоносов ввел в одну из своих научных работ (т. III наст, изд. , стр. 87—
89, со
слов «Над мрачной хлябию белая дуга сияла. . . »).
1 В этой строфе Ломоносов
полемизирует с представителями церкви, которые считали в его время, что
гелиоцентрическое учение и связанное с ним представление о множественности
обитаемых миров умаляют «славу божества».