lomonosov-ps08

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 8 ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 8
ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ
стр. 968


1 Имеется в виду победа Александра Невского над шведами у берегов Невы 15 июля 1240 г. (откуда и прозвание «Невский»).

2 На раку было израсходовано то серебро, которое было доставлено в Петербург с Колывано-Воскресенских заводов А. Н. Демидова, где се­ребро было открыто впервые в 1742 г. , т. е. в первый год. царствования императрицы Елизаветы (Г. Спасский. Жизнеописание А. Н. Демидова. СПб. , 1877, стр. 32—34, 60; Пекарский, II, стр. 461).

 

162

Печатается по последнему прижизненному изданию (Соч. 1757, стр. 157—159) с указанием в сносках вариантов по двум собственноручным подлинникам — рукописи ЦГАДА, ф. Госархив, р. XVIII, № 135, лл. 175—176) и Рук. 1751, а также по Соч. 1751.

Впервые напечатано —Соч. 1751, стр. 175—178.

Датируется предположительно промежутком времени с 9 по 16 июля 1750 г. В архивном деле, где находится вышеупомянутая рукопись ЦГАДА, она непосредственно предшествует собственноручному подлиннику стихотвор­ной надписи Ломоносова к раке Александра Невского (стихотворение 160 и примечания к нему) и написана на такой же, как тот, бумаге, теми же чернилами и подобным же каллиграфическим почерком, что и позволяет предполагать, что оба эти произведения Ломоносова — надпись к статуе Петра Великого и надпись к раке Александра Невского — написаны почти одновременно (ср. Акад. изд. , т. I, стр. 402 втор. паг. ).

Неизвестно, по какому поводу и к какой именно статуе Петра Великого сочинены Ломоносовым публикуемые надписи. Неизвестно также, рассматри­вал ли он их как пять вариантов, предложенных им на выбор, или как пять самостоятельных надписей, из которых одну он думал поместить непосред­ственно под статуей, а четыре остальных на четырех сторонах пьедестала. Вероятнее всего, что надписи предназначались для конной статуи Петра, стоящей теперь в Ленинграде перед Инженерным замком. Ее автор К. Б. Растрелли начал работу над ней еще при жизни Петра, затем надолго прервал ее и закончил модель в натуральную величину только за год до своей смерти — в 1743 г. Статуя была отлита из меди уже после кончины Растрелли, в 1745—1746 гг. , скульптором А. Мартинелли, после чего долго оставалась в сарае и лишь при Павле I, в 1800 г. , установлена на тепереш­нем ее месте (Ленинград. Монументальная и декоративная скульптура XVIII—XIX веков. М. —Л. , 1951, стр. 324; В. Курбатов. Петербург. СПб. , 1913, стр. 37 и 447).

Мысль об установке этой самой, видимо, статуи возникала в 1763 г. , причем шла речь и о надписях на пьедестале, относительно которых Ломо­носов высказался тогда так: «Надписи, хотя мною давно сделаны, однако, .

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика