1 Имеется в виду победа Александра Невского над
шведами у
берегов Невы 15 июля 1240 г. (откуда и прозвание «Невский»).
2 На
раку было израсходовано то серебро, которое было
доставлено в Петербург с Колывано-Воскресенских заводов А. Н. Демидова, где
серебро было открыто впервые в 1742 г. , т. е. в первый год. царствования
императрицы Елизаветы (Г. Спасский. Жизнеописание А. Н. Демидова. СПб.
, 1877,
стр. 32—34, 60; Пекарский, II, стр. 461).
162
Печатается по последнему прижизненному
изданию (Соч. 1757,
стр. 157—159) с указанием в сносках вариантов по двум собственноручным
подлинникам — рукописи ЦГАДА, ф. Госархив, р. XVIII, № 135, лл. 175—176)
и Рук. 1751, а также по Соч. 1751.
Впервые
напечатано —Соч. 1751, стр. 175—178.
Датируется предположительно
промежутком времени с 9 по
16 июля 1750 г. В архивном деле, где находится вышеупомянутая рукопись ЦГАДА,
она непосредственно предшествует собственноручному подлиннику стихотворной
надписи Ломоносова к раке Александра Невского (стихотворение 160 и примечания к
нему) и написана на такой же, как тот, бумаге, теми же чернилами и подобным
же каллиграфическим почерком, что и позволяет предполагать, что оба эти
произведения Ломоносова — надпись к статуе Петра Великого и надпись к раке
Александра Невского — написаны почти одновременно (ср. Акад. изд.
, т. I, стр.
402 втор. паг. ).
Неизвестно, по какому поводу и к
какой именно статуе
Петра Великого сочинены Ломоносовым публикуемые надписи. Неизвестно
также, рассматривал
ли он их как пять вариантов, предложенных им на выбор, или как пять
самостоятельных надписей, из которых одну он думал поместить непосредственно
под статуей, а четыре остальных на четырех сторонах пьедестала. Вероятнее
всего, что надписи предназначались для конной статуи Петра, стоящей теперь в
Ленинграде перед Инженерным
замком. Ее автор К. Б. Растрелли начал работу над ней еще при жизни
Петра, затем
надолго прервал ее и закончил модель в натуральную величину только за год до
своей смерти — в 1743 г. Статуя была отлита из меди уже после кончины
Растрелли, в 1745—1746 гг. , скульптором А. Мартинелли, после чего долго
оставалась в сарае и лишь при Павле I, в 1800 г. , установлена на
теперешнем ее месте (Ленинград. Монументальная и декоративная скульптура
XVIII—XIX веков. М. —Л. , 1951, стр. 324; В. Курбатов. Петербург. СПб. ,
1913, стр. 37 и 447).
Мысль об установке
этой самой, видимо,
статуи возникала в 1763 г. , причем шла речь и о надписях на
пьедестале, относительно
которых Ломоносов высказался тогда так: «Надписи, хотя мною давно
сделаны, однако,
.