Датируется предположительно промежутком
времени с 6 июля 1752 г. (когда Академическая канцелярия поручила Ломоносову
составить проект иллюминации) по 11 июля того же года (день отправки проектов
Ломоносова и Штелина в Канцелярию главной артиллерии и фортификации).
Промемория
Канцелярии главной
артиллерии и фортификации о составлении проекта иллюминации ко дню именин
императрицы Елизаветы,
5 сентября 1752 г. , поступила в Академическую
канцелярию 2 июля того же года и была'в тот же день рассмотрена
последней, причем
составление проекта было поручено как Ломоносову, так и Штелину; последнего
известили
06 этом 2 июля, а первого 6 июля того же года (ААН, ф. 3,
оп. 1, № 167,
лл. 18—21). 11 июля 1752 г. Академическая канцелярия препроводила
проекты Ломоносова и Штелина в Канцелярию главной артиллерии и фор-
тификации (там же, л. 28).
Из газетного
отчета видно, что
проект и стихи Ломоносова были одобрены, а проект Штелина остался
неосуществленным (СПб. Вед. , 1752, № 76, стр. 604—605).
Сохранились
воспоминания
современника о впечатлении, произведенном на него этой иллюминацией:
«Иллюминация была в самом деле достойная зрения, и я глаза свои
растерял, смотря
и любуясь на оную. Она сделана была из разноцветных фонарей, которые толикими
же разными огнями быть казались. По обоим краям представлено было два храма, а
посредине в превеликом возвышении превеликая картина, изображающая родосского
колосса, стоящего ногами своими на двух краях гавани, простирающейся в
прошпек-тивическом виде от оного до самых храмов и прикасающейся другими
концами
к оным. Сей род иллюминации был мне хотя уже известен, однако такой огромной
и великолепной я не видывал и потому смотрел на оную с великим восхищением»
(Болотов, стлб. 192).
1 См. примечание 1 к стихотворению 141.
2 Т. е. слух о тебе, твоя слава.
186
Печатается: русский текст по
единственному прижизненному изданию (Соч. 1757, стр. 182) с указанием в
сносках вариантов по двум собственноручным черновикам (ААН, ф. 3, оп. 1, №
158, лл. 366 об. , 368 об. —369), обозначаемым ААН рук. 1 и ААН
рук. 2, по
четырем подлинникам, писанным писарской рукой
(ЦТАДА, ф. Госархив, р. XVIII,
№ 135, лл. 357 об. , 358 об. —359, 376—375, 369—370), обозначаемым ЦТ
АДА рук. 1, ЦГАДА рук. 2, ЦГАДА рук. 3, ЦГАДА рук. 4, и по
надписи, вырезанной
на серебряных щитах (Государственный Эрмитаж); латинский текст —
по