отвлеченный характер, в то
время как в «Письме о пользе стекла» мы явственно слышим голос
ученого, который,
по словам академика В. И. Вернадского, «все время стоял за приложение
науки к жизни». Оч «искал в науке сил для улучшения положения человечества», —
говорит В. И. Вернадский и добавляет: «Для Ломоносова это стремление
принимало форму этических требований» («Запросы жизни», 1911, №
5, стр. 257).
Вот почему поэма, посвященная одной из главных тем научного творчества
Ломоносова, явилась не только самым своеобразным, поистине неподражаемым, но
и едва ли не самым вдохновенным или, как оценивают его некоторые
исследователи (Берков, стр. 202), «задушевным» поэтическим произведением
Ломоносова: поэма вылилась в форму похвальной оды стеклу и той неисчислимой
пользе, какую оно благодаря усилиям науки приносит человечеству.
1 Тое —то.
2 Намек на древнегреческий миф, согласно которому
Зевес,
желая продлить свое любовное свидание с матерью Геркулеса Алкменой, слил две
ночи в одну.
3 Под «матерью» разумеется
«натура», т. е. природа, а
под «отцом» — огонь. Извержениям вулканов и землетрясениям Ломоносов
уделял, как
известно, большое внимание (ср. т. V наст, изд. , стр. 295—347, 568—589,
673—685, 707—710).
4 Хины — китайцы.
5 Речь идет о глазировании
фарфора стекловидным составом.
6 К
тому дому, где жил Ломоносов в период сочинения
«Письма», примыкал Ботанический сад Академии наук с большими оранжереями.
7 В
устах выходца из крестьянской среды это совершенно
необычное для тогдашней литературы обращение к крестьянкам приобретает
особенную значительность.
8 Обличение западноевропейских завоевателей
Америки, проявлявших
бесчеловечное отношение к коренному населению этого материка и варварски
истреблявших памятники его древней культуры (стихи 145—178), является
экскурсом, не имеющим отношения к теме «Письма». Нет сомнения, что он был
внесен в поэму под впечатлением каких-то фактов тогдашней
действительности. Ср.
сходное с ломоносовским выступление против колониальных бесчинств у
А. Н. Радищева
(Радищев, Полное собрание сочинений, т. I, М. —Л. , 1938, стр. 313—317).
9 Еще в 1741 г. Ломоносов строил
«катоптрико-диоптрический зажигательный инструмент» (т. I наст, изд. , стр.
85—101, 546—549); к проблеме использования солнечной энергии он возвращался
не раз и впоследствии (см. , например, т. IV наст, изд. , стр. 445, 455
и 457).
10 Ломоносов полагал, что миф о Прометее «мог
отразить
какие-то реаль-
ные трагические события в истории древнегреческой культуры, — может