бавочным украшением, как
наилучше выдумав, может поставить»
(Пекарский, II, стр. 557). Академическая
канцелярия предложила Ломоносову, чтобы он составил другую
иллюминацию1
или сочинил стихи к проекту Штелина. Ломоносов составил другой проект
(см. надпись
212). В репорте от 4 августа 1754 г. , при котором этот проект был
представлен в Академическую канцелярию, Ломоносов писал: «По рисунку
г. Штелина
идеи без описания угадать не могу и не уповаю, чтобы мои стихи к ней были
приличны.
Того ради прилагаю свою, несколько отменную идею, к моим стихам приличную. А
украшения и расположения надлежат до Академии художеств, которая ведать
должна, какие фигурою прежде иллуминации бывали, и довольно людей
имеет, которые
по ея указанию нарисовать моіут» (ААН, ф. 3, оп. 1, №
189, л. 343). Академия
художеств, о которой говорит здесь Ломоносов, входила в состав Академии наук
и возглавлялась Штелином.
Судя по
заглавию, под которым
публикуемая надпись была напечатана в Соч. 1757 (см. стр. 554
наст, тома, сноска
б), одобрен и осуществлен был
проект Ломоносова, а не Штелина (см. надпись 212 и примечания к ней).
1 Имеется в виду утвержденный императрицей
Елизаветой
Петровной 18 декабря 1753 г. доклад Сената об уничтожении внутренних таможен
(ПСЗ, 10164).
2 Во второй половине
1753 г. правительством
были изданы два указа, касавшиеся некоторых частностей тогдашнего
судопроизводства (ПСЗ, 10123 и 10154), однако Ломоносов говорит в данном
случае, по-видимому, не об этих малозначительных актах, а намекает на
то, состоявшееся
в Москве 11 марта 1754 г. заседание Сената, во время которого императрица
рассуждала
«с немалым сожалением о своих подданных, что иные при всей справедливости их
дела чрез разные коварные и ' ябеднические вымыслы должного себе удовлетворения
и скорого в делах своих решения получить не могут»
(Соловьев, кн. V, стлб. 785).
Дальше «сожаления» дело не пошло, и никаких полезных для судопроизводства
последствий это заседание не имело.
3 «Свободы с тишиной» не
было ни
«в селах», где не прекращались крестьянские волнения, ни «в градах», где, по
свидетельству некоторых фабрикантов, рабочие были близки к «бунту»
(Соловьев, кн.
V, стлб. 758— 760, 790—791).
* См. примечания 6 и 7 к
стихотворению 189.
212
Печатается по собственноручному
подлиннику (ААН, ф. 3, он. 1, № 189, л. 344).
Впервые напечатано —
Пекарский, II, стр. 913.