В деле
Кабинета, посвященном
сооружению раки, сохранился Т"кст надписи, написанный
неизвестной писарской рукой, никем не подписанный и не вполне совпадающий с
тем, какой вырезан на вышеупомянутой серебряной тумбе
(ЦГАДА, ф. Госархив, р.
XVIII, № 175, л. 87). Но ни в этом деле, ни в делах Синода, ни в делах
Академии наук не
обнаружено никаких документов, которые прямо или косвенно свидетельствовали
бы о том, что надпись сочинена Ломоносовым; во. всех этих делах нет вообще
никакой переписки о сочинении надписи. Н. И. Новиков, публикуя надпись, не
указал имени ее автора. Первым, кто приписал ее Ломоносову, был Дамаскин
Руднев, включивший ее в выпущенное им посмертное собрание сочинений Ломоносова
(Соч. 1778, стр. 301—302). Чем именно руководился при этом Руднев, нам
неизвестно, но, зная, с какой подлинно научной осмотрительностью он готовил
свое издание, можно не сомневаться, что у него были достаточно веские
основания для признания автором публикуемой надписи Ломоносова: из числа
свидетелей и участников сооружения раки некоторые были в то время еще живы
(например, Я. Я. Штелин и А. В. Олсуфьев). В пользу авторства Ломоносова
говорит косвенным образом и то обстоятельство что в декабре 1757 г. когда
задумано было соорудить раку руководящую роль в этом деле играл П. И. Шувалов
(«Странник», 1872, кн. III, стр. 198—199), который в эту пору особенно
деятельно
покровительствовал Ломоносову (ср. т. IX наст, изд. , примечания к
документам 82 и 84). Ca-мым же сильным доводом в пользу авторства Ломоносова
являются содержащиеся в публикуемой надписи выпады против «суемудрого раскола»
и против узости космологических воззрений духовенства, весьма похожие на
подобные же выпады в близком по времени написания «Гимне бороде».
Сооруженная в 1758 г. рака
Димитрия Ростовского была только около пяти лет спустя перевезена в Ростов, где
и установлена 24 мая 1763 г. в присутствии Екатерины II в Яковлевском соборе.
1 Толки о «чудесах» были возбуждены стараниями
близких ко
двору представителей высшего духовенства, московского архиепископа Платона и
духовника императрицы Елизаветы Петровны Ф. Дубянского, встретивших в этом
отношении некоторый отпор со стороны ростовского митрополита Арсения Мацеевича
(Описание документов и дел, хранящихся в аркиве Святейшего
Правительствующего Синода, т. XXXII, Пр. , 1915, стлб. 583—
587; «Странник»,
1872, кн, III, стр. 193—194; ср. Соловьев, кн. V, стлб. 1126).
2 Став ростовским
митрополитом и
убедившись, что «иереи не учат, а люди невежествуют», Димитрий учредил в
Ростове начальную общеобразовательную школу, куда принимались лица всех
сословий (Соловьев, кн. III, стлб. 1366; И. А. Шляпкин. Св. Димитрий
Ростовский и его время (1651—1709). СПб. , 1891, стр. 347—353).