lomonosov-ps08

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 8 ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 8
ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ
стр. 1091


В деле Кабинета, посвященном сооружению раки, сохранился Т"кст над­писи, написанный неизвестной писарской рукой, никем не подписанный и не вполне совпадающий с тем, какой вырезан на вышеупомянутой серебряной тумбе (ЦГАДА, ф. Госархив, р. XVIII, № 175, л. 87). Но ни в этом деле, ни в делах Синода, ни в делах Академии наук не обнаружено никаких до­кументов, которые прямо или косвенно свидетельствовали бы о том, что надпись сочинена Ломоносовым; во. всех этих делах нет вообще никакой переписки о сочинении надписи. Н. И. Новиков, публикуя надпись, не ука­зал имени ее автора. Первым, кто приписал ее Ломоносову, был Дамаскин Руднев, включивший ее в выпущенное им посмертное собрание сочинений Ломоносова (Соч. 1778, стр. 301—302). Чем именно руководился при этом Руднев, нам неизвестно, но, зная, с какой подлинно научной осмотрительно­стью он готовил свое издание, можно не сомневаться, что у него были до­статочно веские основания для признания автором публикуемой надписи Ломоносова: из числа свидетелей и участников сооружения раки некоторые были в то время еще живы (например, Я. Я. Штелин и А. В. Олсуфьев). В пользу авторства Ломоносова говорит косвенным образом и то обстоятель­ство что в декабре 1757 г. когда задумано было соорудить раку руково­дящую роль в этом деле играл П. И. Шувалов («Странник», 1872, кн. III, стр. 198—199), который в эту пору особенно деятельно покровительствовал Ломоносову (ср. т. IX наст, изд. , примечания к документам 82 и 84). Ca-мым же сильным доводом в пользу авторства Ломоносова являются содер­жащиеся в публикуемой надписи выпады против «суемудрого раскола» и против узости космологических воззрений духовенства, весьма похо­жие на подобные же выпады в близком по времени написания «Гимне бороде».

Сооруженная в 1758 г. рака Димитрия Ростовского была только около пяти лет спустя перевезена в Ростов, где и установлена 24 мая 1763 г. в при­сутствии Екатерины II в Яковлевском соборе.

1 Толки о «чудесах» были возбуждены стараниями близких ко двору представителей высшего духовенства, московского архиепископа Платона и духовника императрицы Елизаветы Петровны Ф. Дубянского, встретивших в этом отношении некоторый отпор со стороны ростовского митрополита Арсения Мацеевича (Описание документов и дел, хранящихся в аркиве Свя­тейшего Правительствующего Синода, т. XXXII, Пр. , 1915, стлб. 583— 587; «Странник», 1872, кн, III, стр. 193—194; ср. Соловьев, кн. V, стлб. 1126).

2 Став ростовским митрополитом и убедившись, что «иереи не учат, а люди невежествуют», Димитрий учредил в Ростове начальную общеобра­зовательную школу, куда принимались лица всех сословий (Соловьев, кн. III, стлб. 1366; И. А. Шляпкин. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651—1709). СПб. , 1891, стр. 347—353).

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика