22 От войны страдало главным
образом, разумеется, крестьянство. На отягощение работами и поборами
жаловались и восставали против своих хозяев не только помещичьи, но и
монастырские крестьяне (см. Н. Л. Рубинштейн. Крестьянское движение в
России во второй половине XVIII в. «Вопросы истории», 1956, №
11, стр. 36).
Такая вспышка произошла в 1759 г. и под Архангельском (Соловьев, кн.
V, стлб. 1129), о чем Ломоносов, сохранявший связь и с родней, и с
земляками, был, без сомнения, хорошо осведомлен.
239
Печатается
по тексту первого посмертного издания (Соч. 1784).
Местонахождение подлинника неизвестно.
Впервые напечатано —Соч. 1784, ч.
. I, стр. 312—313.
Датируется
предположительно
второй половиной 1759 г. по времени выхода в свет IV тома «Собрания разных
поучительных слов» Гедеона Кри-новского, которое было окончено печатанием в
июне 1759 г. (ААН, ф. 3, оп. 1, № 504, лл. 77об.
, 86, 101, 115, 126об.
, 140) и откликом на которое явилось публикуемое стихотворение.
Как определение
приблизительной
даты стихотворения, так и установление обстоятельств, вызвавших
его, являются
заслугой П. Н. Беркова. В IV томе «поучительных слов»
того самого придворного проповедника, о котором не раз уже говорилось выше
(примечания к стихотворению 227), Гедеона Криновского, П. Н. Берковым
отысканы следующие два отрывка, имеющие . несомненную связь с публикуемым
стихотворением Ломоносова. В одном из поучений Гедеон осуждает тех, «которые
будто и со вниманием стоят во время проповеди, но ничего более при том, разве
только слог проповеднический, примечают: например, выборны ли его слова?
красно ли сочинение? не отстает ли от материи? наблюдает ли риторические
правила и подобная? а не рассуждают того, что пришли они не в Демосфенову или
Цицеронову школу, но в Христову, где не учат словам, а делам». В той же
проповеди, порицая «ленивого слышателя», Криновский говорит про него:
«Охотнее ему читать Аргениду или Телемака, нежели Христово Евангелие» (Гедеон
[Криновский]. Собрание разных поучительных слов, при высочайшем дворе ея
священнейшего величества императрицы и самодержицы всерос-сийския
сказыванных, т.
IV. СПб. , 1759, стр. 79 и 81). Упоминание о Телемаке особенно
убедительно подтверждает связь цитированной проповеди с публикуемыми
стихами. Считая
совершенно справедливо, что духовные особы рассматривали появление «Риторики»
Ломоносова как «вторжение в сферу, до того времени принадлежавшую
исключительно им» (ср. т. VII наст, изд. , стр. 793), П. Н. Берков
выдвигает вполне основательное предположение, что вышеприведенные слова
Гедеона могли быть вызваны выхо»