lomonosov-ps08

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 8 ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 8
ПОЭЗИЯ, ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, НАДПИСИ
стр. 1097


22 От войны страдало главным образом, разумеется, крестьянство. На отягощение работами и поборами жаловались и восставали против своих хо­зяев не только помещичьи, но и монастырские крестьяне (см. Н. Л. Рубин­штейн. Крестьянское движение в России во второй половине XVIII в. «Во­просы истории», 1956, № 11, стр. 36). Такая вспышка произошла в 1759 г. и под Архангельском (Соловьев, кн. V, стлб. 1129), о чем Ломоносов, со­хранявший связь и с родней, и с земляками, был, без сомнения, хорошо осведомлен.

 

239

Печатается по тексту первого посмертного издания (Соч. 1784).

Местонахождение подлинника неизвестно.

Впервые напечатано —Соч. 1784, ч. . I, стр. 312—313.

Датируется предположительно второй половиной 1759 г. по времени выхода в свет IV тома «Собрания разных поучительных слов» Гедеона Кри-новского, которое было окончено печатанием в июне 1759 г. (ААН, ф. 3, оп. 1, № 504, лл. 77об. , 86, 101, 115, 126об. , 140) и откликом на которое явилось публикуемое стихотворение.

Как определение приблизительной даты стихотворения, так и установ­ление обстоятельств, вызвавших его, являются заслугой П. Н. Беркова. В IV томе «поучительных слов» того самого придворного проповедника, о котором не раз уже говорилось выше (примечания к стихотворению 227), Гедеона Криновского, П. Н. Берковым отысканы следующие два отрывка, имеющие . несомненную связь с публикуемым стихотворением Ломоносова. В одном из поучений Гедеон осуждает тех, «которые будто и со вниманием стоят во время проповеди, но ничего более при том, разве только слог про­поведнический, примечают: например, выборны ли его слова? красно ли со­чинение? не отстает ли от материи? наблюдает ли риторические правила и подобная? а не рассуждают того, что пришли они не в Демосфенову или Цицеронову школу, но в Христову, где не учат словам, а делам». В той же проповеди, порицая «ленивого слышателя», Криновский говорит про него: «Охотнее ему читать Аргениду или Телемака, нежели Христово Евангелие» (Гедеон [Криновский]. Собрание разных поучительных слов, при высочайшем дворе ея священнейшего величества императрицы и самодержицы всерос-сийския сказыванных, т. IV. СПб. , 1759, стр. 79 и 81). Упоминание о Теле­маке особенно убедительно подтверждает связь цитированной проповеди с публикуемыми стихами. Считая совершенно справедливо, что духовные особы рассматривали появление «Риторики» Ломоносова как «вторжение в сферу, до того времени принадлежавшую исключительно им» (ср. т. VII наст, изд. , стр. 793), П. Н. Берков выдвигает вполне основательное пред­положение, что вышеприведенные слова Гедеона могли быть вызваны выхо»

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика