15
И всуеж то
Сама, надменна
толь Юнона, Енееву ярясь определила смерть:
О Мудрость! мощь твоя, с
прегорьняго щит лона, Сильна и одолеть, Предел и грозный сТерть
Тобою, быв Еней в морских
волнах погрязший, Потом уж Карфаген, в стенах его, потрясший, Кровь
Витязей своих отмстил в сторице бед: А следуя твоей преобоженной
власти, Узрел,
в пребольше зло смертельиыя напасти. За черный Кипарис зеленый Лавр
побед.
1 Т. е. прельщающий, обманывающий; в подлиннике
«trompeuse Idole» («обманчивый идол»); у
Сумарокова образ истукана-идола исчез: в его переводе читаем:
И доколе покланяться Нам обману
твоему?
У
Тредиаковского «истукан
обманчивый прелестно».
2 Редакция «Полезного увеселения» сочла нужным дать
к
слову «твоему» такую пояснительную сноску: «То есть, от тебя происходящему
пороку»,
что не соответствует подлиннику, где сказано: «!е vice, que tu cheris» (в
буквальном переводе: «порок,
который тебе мил»). Точнее всех перевел Тредиаковский: «За то, что мил
весьма един тебе порок».
3 Здесь Ломоносов, ориентируясь на современную ему
действительность, сознательно, надо полагать, отходит от подлинника, где
вместо «хищников чужих держав» читаем более слабое «impitoyables
conquerants» («безжалостные
завоеватели»).
4 Одним из виновников поражения римлян при Каннах в
216 г.
до н. э. считался консул Гай Теренций Варрон. Вторым консулом был в это
время Люций Павел Эмилий. Ломоносов заменил именем Варрона парафразу
подлинника
«compagnon
de Paul Emile» («товарищ Павла Эмилия»). Тредиаковский счел необходимым
назвать и
Варрона, и Эмилия. Сумароков обошелся вовсе без имен, удовольствовавшись
упоминанием про «вождя непроворна».
5 В подлиннике и в переводах Сумарокова и
Тредиаковского
не Веспа-сиан, а Тит. Полное имя императора Тита было, правда, Тит Флавий
Вес-пасиан, но это не давало все же Ломоносову права называть его Веспазианом,
потому что под этим последним именем вошел в историю отец и предшественник
Тита. Не исключена, впрочем, возможность, что Ломоносов сознательно отошел
от подлинника, так как, вопреки легендам, заботы о «счастии людей» были
более характерны для миролюбивого Веспасиана, чем для Тита.