26 Т. е. Разумовский.
27 Намек на одного из главных противников
Ломоносова, советника
Академической канцелярии И. И. Тауберта, который, по словам Ломоно-
сова, юваривал, «что куда-де столько студентов и гимназистов? куда их
девать и употреблять будет?» (т. X наст, изд. , документ 470, § 47).
28 См. выше, примечания 4, 10—17. Ломоносов
перечисляет в данном
случае те области деятельности, которым могут и должны посвятить себя
лица, кончающие Университет (ср. т. IX наст, изд. , документ
353; т. X
наст, изд. , документ 470, § 68). Под «посольством» разумеется диплома-
тическая служба. Вопрос о «межеванье» приобрел актуальность со времени
издания 13 мая 1754 г. инструкции о «межевании во всем государстве
земель», причем главным руководителем этого дела был назначен
П. И. Шувалов (ПСЗ, 10237; Соловьев, кн. V, стлб. 821; ср. также ААН,
ф. 3, оп. 1, № 959, л. 81). Слово «Паства» загадочно: не означает ли оно,
что Ломоносов допускал возможность замещения священнослужительских
должностей лицами, получившими университетское образование?
249
Печатается по
собственноручному
черновику (ААН, ф. 20, оп. 1, № 3, л. 84).
Впервые
напечатано —Билярский, стр. 419—420.
Датируется предположительно 1759—
1760 гг. по тем же
соображениям, как и слово 248 (см. примечания к нему).
Публикуемый отрывок является
дополнением к
вступительной части («экзордии») речи на инавгурацию Академического
университета и представляет собой как бы комментарий к акту об университетских
привилегиях (ср. примечание 23 к слову 248).
1 Эта часть публикуемого отрывка
(со слов «Облегчает бедность и сиротство. . . ») неясна: непонятно, в чем
заключается льгота, предоставляемая семьям умерших ученых.
250
Печатается по
собственноручному
черновику (ААН, ф. 20, оп. 1, № 3, лл. 89—90 об. ).
Впервые
напечатано — Будилович, II, стр. 301—303.
Датируется предположительно 1759—
1760 гг. по тем же
соображениям, как и слово 248 (см. примечания к нему).
Публикуемый отрывок
является, видимо, неполным
вариантом третьего абзаца речи на иравгурацию Университета (слово 248, со слов
«Много видим витийства. . . » и кончая словами «не для того ли только?»).