простых химических
веществ, большинство которых было
изготовлено в самой Лаборатории.
Пункты 2 и 3, в которых
Ломоносов сообщает о разработке новой технологии изготовления красок
(берлинской лазури) и о своих опытах по получению окрашенного стекла, пронизаны
одной основной мыслью: связать научные исследования с запросами практики, что
являлось, по мнению Ломоносова, важнейшей обязанностью члена Академии Наук.
Пункт 3 содержит
целую
программу работ по выделке „стекол разных цветов" и по промышленному их
использованию. На протяжении следующих пятнадцати лет Ломоносов, как
известно, выполнил эту программу в значительной ее части. Связанные с этим
документы см. в настоящем томе, в разделе „Организация мозаичного дела".
Пункт 4 отчета посвящен всегда
волновавшему Ломоносова
вопросу о подготовке отечественных научных кадров: он просит об определении к
нему студентов Университета. Осуществить
это свое намерение Ломоносову удалось лишь значительно позже (см. примечания
к документу 22).
21
Печатается по
подлиннику, писанному писарской рукой и подписанному Ломоносовым
(ААН, ф. 3,
оп. 1, № 126, л 368). Впервые напечатано — Модзалевский, стр. 338.
День написания устанавливается
предположительно по
канцелярской помете о подаче публикуемого документа в Академическую канцелярию
10 апреля 1750 г.
См. примечания к документу 18.
22
Печатается по собственноручному
подлиннику (ААН, ф. 21, оп. 1, . № 102, л. 15).
Подлинник
на латинском языке.
Впервые напечатано
—Модзалевский, стр. 338—339. Год написания устанавливается предположительно
по нахождению публикуемой записки Ломоносова среди подобных же
записок, поданных
. другими академиками в 1750 г. ; месяц и число устанавливаются по
канцелярской
помете о подаче публикуемого документа в Академическую канцелярию 11 апреля.
Еще до открытия
Химической
лаборатории Ломоносов пытался приступить к подготовке отечественных кадров
химиков-исследователей. Так, весной 1748 г. Ломоносов составил объявление о
лекциях (документ 9), которые предполагал читать в летнем семестре с целью
подготовки студентов к лекциям зимнего семестра, когда он намеревался ^читать
„теоретическую химию в соединении с практикой". Занятый рабо