lomonosov-ps09

 

М.В.ЛОМОНОСОВ ТОМ 9 СЛУЖΕБΗЫΕ ДОКУМЕНТЫ

 
 
 
 
 
 
 
  Предыдущая все страницы
Следующая    
М.В.ЛОМОНОСОВ
ТОМ 9
СЛУЖΕБΗЫΕ ДОКУМЕНТЫ
стр. 679


л. '287). В Инструментальной палате Петров обучался, видимо, около девяти месяцев, так как в октябре того же 1755 г. он упоминается в списке „мастеровых людей" Усть-Рудицкой фабрики Ломоносова, ко­торый сообщает при этом, что Петров „выучился рисовать и учится мусийскому делу; также и делает цветки из финифти" (см. документ 72). 2 апреля 1756 г. Академическая канцелярия по просьбе Ломоносова определила Петрова в Рисовальную палату к мастеру И. Г. Гриммелю дли обучения „рисовальному художеству", снова на счет Ломоносова (ААН, ф. 3, оп. 1, № 209, л. 11). В августе 1757 г. Петров упоминается опять в составе рабочих Усть-Рудицкой фабрики, находящихся „у разных стеклянных работ" (см. документ 78). В 1762—1763 гг. , когда Ломоносов, предполагая продолжить свое „Рассуждение о большей точности морского Пути", работал над усовершенствованием оптических инструментов и пы­тался отлить для них оптические зеркала, к этим работам был привлечен и Петров: он делал „оправки глазных стекол, к ним апертуры, печи и горшки"; а однажды ему было поручено и более ответственное дело: „лить новое зеркало" (т. IV наст, изд. , стр. 426 и 431). Еще больших успехов достиг Петров как мозаичист. Он участвовал в работе над знаменитой „Полтавской баталией", причем, по отзыву мастера Матвея Васильева, „мозаичный набор лучше исправлял", чем другие младшие мозаичисты (Макаренко, стр. 175). Уже после смерти Ломоносова он набирал его погрудное изображение с портрета работы Преннера, а несколькими го­дами позже — погрудный же портрет великого князя Павла с оригинала Эриксена. Я. Я. Штелин сообщает, что последний портрет был выполнен „довольно хорошо и похоже". Местонахождение этих двух мозаик не­известно (Макаров, стр. 173 и 183).

Таким образом, Ломоносов верно угадал в Петрове задатки техниче­ских способностей и художественного дарования и не напрасно потратил на него столько забот.

Смерть Ломоносова положила предел и технической, и художествен­ной карьере его ученика: после закрытия в 1768 г. Усть-Рудицкой фаб­рики Петров, крепостной крестьянин, местный уроженец, был отослан назад в свою деревню, где был вынужден вернуться к землепашеству (там же, стр. 183).

68

Печатается по собственноручному подлиннику (ЦГИАЛ, ф. 2, оп. 2, № 60, л. 592—592 об. ).

Впервые напечатано — „Ломоносов", I, стр. 132—133.

День написания устанавливается предположительно по канцелярской помете о подаче публикуемого документа в Мануфактур-контору 17 фев­раля 1755 г.

  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
Новости
 
все страницы карта библиотеки
© 2003-2011 Историко-Мемориальный музей Ломоносова. Неофициальный сайт.

Яндекс.Метрика