л. '287). В
Инструментальной
палате Петров обучался, видимо, около девяти месяцев, так как в октябре того
же 1755 г. он упоминается в списке „мастеровых людей" Усть-Рудицкой
фабрики Ломоносова, который сообщает при этом, что Петров „выучился рисовать
и учится мусийскому делу; также
и делает цветки из финифти" (см. документ 72). 2 апреля 1756
г. Академическая
канцелярия по просьбе Ломоносова определила Петрова в Рисовальную палату к
мастеру И. Г. Гриммелю дли обучения „рисовальному художеству", снова на
счет Ломоносова (ААН, ф. 3, оп. 1, № 209, л. 11). В августе 1757
г. Петров
упоминается опять в составе рабочих Усть-Рудицкой фабрики, находящихся „у
разных стеклянных работ"
(см. документ 78). В 1762—1763 гг. , когда Ломоносов, предполагая
продолжить свое „Рассуждение о большей точности морского Пути", работал
над усовершенствованием
оптических инструментов и пытался отлить для них оптические зеркала, к этим
работам был привлечен и Петров: он делал „оправки глазных стекол, к ним
апертуры, печи и горшки"; а однажды ему было поручено и более
ответственное дело: „лить новое зеркало" (т. IV наст, изд. , стр. 426 и
431). Еще больших успехов
достиг Петров как мозаичист. Он участвовал в работе над знаменитой „Полтавской
баталией", причем, по отзыву мастера Матвея Васильева, „мозаичный набор
лучше исправлял", чем другие младшие мозаичисты
(Макаренко, стр. 175). Уже
после смерти Ломоносова он набирал его погрудное изображение с портрета работы
Преннера, а несколькими годами позже — погрудный же портрет великого князя
Павла с оригинала Эриксена. Я. Я. Штелин сообщает, что последний портрет
был выполнен „довольно хорошо и похоже". Местонахождение этих двух мозаик
неизвестно (Макаров, стр. 173 и 183).
Таким образом, Ломоносов верно
угадал в Петрове
задатки технических способностей и художественного дарования и не напрасно
потратил на него столько забот.
Смерть Ломоносова положила предел и
технической, и
художественной карьере его ученика: после закрытия в 1768 г. Усть-Рудицкой
фабрики Петров, крепостной крестьянин, местный уроженец, был отослан назад
в свою деревню, где был вынужден вернуться к землепашеству (там
же, стр. 183).
68
Печатается по
собственноручному
подлиннику (ЦГИАЛ, ф. 2, оп. 2, № 60, л. 592—592 об. ).
Впервые
напечатано — „Ломоносов", I, стр. 132—133.
День написания устанавливается
предположительно по
канцелярской помете о подаче публикуемого документа в Мануфактур-контору 17
февраля
1755 г.