См. документ 62 и примечания к
нему.
Упоминаемый в репорте мозаичный
портрет Петра I набран
Ломоносовым в Боновском доме, а в Усть-Рудицах производилась только его
шлифовка.
69
Печатается по
подлиннику, писанному
писарской рукой и подписанному Ломоносовым (ААН, ф. 3, оп. 1, №
199, л. 113).
Впервые
напечатано — Пекарский, II, стр. 580—581.
Из учеников
Академической
рисовальной школы к Ломоносову были направлены Матвей Васильев и Ефим Мельников
(см. примечания к Документу 46). Первый был несомненно даровитый
художник. Он
стал правой рукой Ломоносова. Васильев — сын матроса, родился около 1732
г. и
с 1749 г. обучался в Академии Наук.
Второй ломоносовский ученик-
мозаичист, Мельников — сын
мастерового Придворной конторы. Подписанных его именем мозаичных работ, какие
дошли от Васильева, мы не знаем.
Определением
Академической
канцелярии от 11 мая 1755 г. Васильев и Мельников были „отданы"
Ломоносову на три года с тем, чтобы по истечении этого срока он
„представил" их в Академию (ААН, ф. 3, оп. 1, №
466, л. 136). Переводя
их на свое содержание, Ломоносов удвоил оклад их жалованья: вместо 18 руб. в
год, которые они получали в Академии (там же, № 465, л. 294), он
выплачивал им 36 руб. в год и сверх того давал еще хлеб натурой (документ 72).
70
Печатается по
собственноручному
подлиннику (ААН, ф. 3, оп. 1, № 199, л. 235).
Публикуется
впервые.
В журнале
Академической
канцелярии от 10 мая 1755 г. вслед за изложением содержания публикуемого
репорта добавлено: „О сем его сиятельству [президенту] от Канцелярии
докладывано, что его сиятельство и подтвердить изволил, и о том для ведома в
Профессорское собрание сообщить с сего копию" (ААН, ф. 3, оп. 1, №
524, л. 169).
71
Печатается по
подлиннику, писанному
писарской рукой и подписант ному Ломоносовым (ЦГАДА, ф. Канцелярии Сената, №
2988, л. 261).
Впервые напечатано — „Красный
архив", 1940, № 100, стр. 172.
День написания устанавливается
предположительно по
сенатской помете о рассмотрении прошения 22 августа 1755 г.