Преждевременное возвращение
Ломоносова с фабрики было вызвана делами, связанными с печатанием книги первой
собрания его сочинений, которое выпускал Московский университет (т. VII
наст, изд. , стр. 893).
86
Печатается по подлиннику, писанному
писарской рукой и подписанному Ломоносовым (ЦГИАЛ, ф. 2, оп. 2, № 60, лл.
608—608 об. ).
Впервые опубликовано —
„Ломоносов", I, стр. 148—149.
Публикуемая
ведомость была
рассмотрена Мануфактур-конторой 28 августа 1758 г. и никаких распоряжений с ее
стороны не вызвала („Ломоносов", I, стр. 149).
В этой ведомости
впервые
упомянуты в числе изделий фабрики „литые столы наподобие мраморных из мозаичных
составов" и „делающиеся вновь литые плиты", производство которых
было, вероятно, только-что налажено. Впервые же говорится здесь о передаче
изготовленных на фабрике галантерейных вещей „для продажи в лавку".
Из числа
упомянутых в ведомости
мозаик портрет императрицы Елизаветы Петровны, выполнявшийся для Московского
университета, является тем самым, о котором шла речь в ведомости за вторую
половину 1757 г, (документ
83). Портрет великого князя Петра Федоровича, будущего Петра III, находится в
настоящее время в
Русском музее. Под портретом „некоторой знатной особы" следует разуметь
портрет П. И. Шувалова, который находится в Государственном Эрмитаже
(Макаров, стр. 151—154).
87
Печатается по подлиннику, писанному
писарской рукой и подписанному Ломоносовым (ЦГИАЛ, ф. 1400, Автографы из
уничтоженных дел Сената и Министерства юстиции. Автографы Ломоносова).
Впервые напечатано
— „Русская
старина", 1887, т. LVI, кн. 10, стр. 211—212.
Конференция при
императорском
дворе только 26 октября 1760 г. , т. е. через два года после подачи
публикуемого прошения, одобрила сооружение монумента, но потребовала через
Сенат, чтобы И. И. Шувалов собрал „мнения и проекты сколько можно от
большего числа ученых и искусных людей, каков бы тот монумент быть имел"
(„Красный архив", 1940, № 100, стр. 181 и сл. ).
Шувалов, признаваясь, „что
его знание недостаточно в выборе такого дела", предлагал послать проекты
на отзыв „в Академию Римскую и Парижскую". Это предложение не было
принято, но дело все же тянулось. Ломоносову, по распоряжению
Сената, пришлось
составлять новую-смету (Билярский, стр. 526—527; см. также
ААН, ф. 3, оп.
1, Ѣ 668,