случае „Полтавскую
баталию", которая была „окончена набором, шлифовкой и
полированием" в декабре 1764 г. („Красный архив", 1940, №
100, стр.
186). Из текста публикуемого документа явствует, что он написан во время
одного из приступов предсмертной болезни Ломоносова. Судя по журналам
Академической канцелярии, такие приступы были в первых и последних числах
декабря 1764 г. : с 1 по 9 и с 30 (ААН, ф. 3, оп. 1, № 534, лл. 234—239
и 247). Начавшийся в конце декабря приступ продолжался до 20 чисел января 1765
г. (там же, № 535, лл. 26—42). И, наконец, последний приступ, от
которого Ломоносов уже не оправился, начался около 7 марта 1765 г. (там
же, лл.
60 об. —72).
один из этих трех
периодов, вероятнее
всего, в третий, и был написан публикуемый документ.
Из публикуемого
документа видно,
что вопрос о будущих судьбах мозаичного дела в России волновал Ломоносова до
последних дней жизни. Дальнейшие события показали, что тревога Ломоносова
была обоснована. Вскоре после его смерти проект о „монументе" в
Петропавловском соборе был отвергнут. Относительно предназначенных для этого
монумента мозаических картин было признано, что им „в том соборе быть
неприлично". И. И. Бецкой, которому было поручено „ведать
мозаику", передал мозаичное дело „в команду" Комиссии от
строений. В
конце 1768 г. Усть-Рудицкая фабрика была закрыта. „Полтавскую баталию"
убрали в какой-то амбар. Мозаичисты, ученики Ломоносова, выполнив в 1769
г. последнюю
мозаику, оказались обречены после этого на „долговременное
непроизводство"
и умерли один за другим, не передав никому своего мастерства. В 1781
г. Бецкой
официально одобрил предложение Конторы строений о том, чтобы передать
мастеров мозаичного художества „в другое правление". Сенат ничего на это
не ответил, а когда пять лет спустя, в 1786 г. , Контора вновь возбудила тот
же вопрос, то оказалось, что переводить было уж некого: из всех выращенных
Ломоносовым специалистов в живых оставался один одряхлевший Иван Цильх.
Так, в
обстановке
бюрократического равнодушия захирело, а потом и вовсе заглохло замечательное
художественное предприятие Ломоносова, поглотившее так много творческой его
энергии (подробнее см. Макаров, стр. 98-122).
ОРГАНИЗАЦИЯ
ГЕОГРАФИЧЕСКИХ
РАБОТ 106
Печатается
по подлиннику, писанному писарской рукой и подписанному Ломоносовым (ААН, ф.
20, оп. 3, № 18, лл. 1—2). Публикуется впервые.