дело другому руку подавало"
(там же. стр. 489). Сенат не решился дать распоряжение об отпуске Ломоносову
„толь знатной суммы" и определил представить по этому предмету доклад
Екатерине И, где предлагал переслать проект Ломоносова И. И. Бецкому „с
таковым предписанием, чтобы оный, собрав архитекторов, рассмотрел по тому
его. Ломоносова, проекту, возможно ль исполнить и каким иждивением"
(там же, стр. 490). Ломоносов умер, не дождавшись рассмотрения Екатериной
II этого доклада (Макаренко, стр. 161) и получив от Сената, вместо просимой
суммы, только 999 руб. 3 коп. в возмещение того, что он истратил на доделку
„Полтавской баталии" из собственных средств („Ломоносов", III, стр.
490).
Описание картины
„Полтавская
баталия" во всех подробностях соответствует мозаике, помещенной в 1925 г.
на верхней площадке парадной лестницы главного здания Академии Наук СССР в
Ленинграде.
1 „Апостол Павел", полукруглый мозаичный
образ, который
в Петропавловском соборе занял бы место над „Полтавской баталией", не
сохранился (Макаров, стр. 170—171).
2
Начатая
картина „Азовское взятие" в 1782 г. еще существовала в виде „мозаичного
набора на досках в разных небольших штуках", но „за долговременностию
оные набранные штуки на досках рассыпались" (там же, стр. 246). Ни один
из этих фрагментов картины до нас не дошел.
3
„Шкицы"
не отысканы.
4
„Описание
самого монумента" и „Проект для соборной церкви" отражают второй
"вариант ломоносовского проекта, созданный в 1760 г. и утвержденный
Сенатом в 1761 г. (см. документ 92 и примечания к нему) взамен первого
варианта, разработанного в 1758 г. (см. документ 84).
5 Фрацы (от немецкого Fratzenbild) —
карикатуры.
6 См. выше, примечание 4.
7 „Счет" является отчетом в израсходовании 4009
руб.
45 коп. , отпущенных Ломоносову по определению Сената от 28 мая 1764 г. (см.
примечания к документу 102).
105
Печатается по черновику, писанному
неизвестной рукой (ААН, . ф. 20, оп. 1, № 2, лл. 339—341).
Впервые
напечатано (неполно, без
п. 5) — ОР, кн. II, стр. 68—69. . Пункт 5 впервые напечатан —
Пекарский, II,
стр. 856—857.
Датируется предположительно по содержанию
документа.
Слова „такие же
картины, какая
ныне окончена", не оставляют сомнения в том, что под оконченной
картиной Ломоносов разумел в данном