скую канцелярию от 15
июля 1757
г. , где он доказывал необходимость посылки его „на Эзель, в Пернов [ныне
Пярну] и в другие в Лифляндии места для у инения как опытов с пендулом, так и
разных астрономических обсерваций" (ААН, ф. 3, оп. 1, №
468, л. 232).
Несмотря на то, что некоторые ученые, в частности профессор астрономии
Н. И.
Попов, отрицали необходимость этой поездки (там же, лл. 24—38), Канцелярия
признала ее целесообразной и 8 августа того же 1757 г. вынесла определение
о-командировании Гришова в указанные выше места.
В течение всей второй половины 1757 и
первых двух
месяцев 1758 г. Гришов неоднократно доносил Канцелярии о различных трудностях,
которые не позволяли ему, будто бы, выполнить намеченные работы в короткий
срок: он ссылался тр на дурную погоду, то на порчу инструментов, та на свои
недомогания. Истинной же причиной задержек была, как стало-известно Академии,
любовная связь Гришова с одной из местных жительниц. 24 марта 1758 г. Гришов
направил в Канцелярию репорт, где сообщал, что по целому ряду
деловых, якобы,
причин, вынужден будет пробыть на Эзеле еще долгое время (там же, лл. 130—
137,
140—145). Этим репортом и было вызвано публикуемое определение, все от
начала и до конца составленное Ломоносовым. Им же был подписан и
указ, посланный
Гришову 5 мая 1758 г. во исполнение этого определения (там же, лл. 148—149).
Не взирая на полученное предписание, Гришов вернулся в Петербург только через
полгода — 30 октября'1758 г. (там же, лл Л67-169).
214
Печатается по
подлиннику, писанному писарской рукой и подписанному Ломоносовым
(ААН, ф. 20,
оп. 3, № 10, лл. 1—2). Впервые напечатано — Модзалевский, стр. 327.
Год
написания устанавливается по дате журнала Канцелярии АН
(ААН, ф. 3, оп. 1, №
528, л. 160).
Срочный запрос относительно стоимости
и сроков
изготовления баржи* с „зондеком", т. е. с железным или брезентовым
навесом, был вызван тем обстоятельством, что „находящаяся при Академии для
учинения на море гидравлических обсерваций двенадцативесельная шлюпка"
пришла в полную ветхость (там же, лл. 133 об. —134). Из ответа конторы
Партикулярной
верфи стало известно, что изготовление в свое время дубовой
двенадцативесельной баржи для бывшего канцлера А. П. Бестужева-Рюмина
обошлось в 227 руб. 85 lU коп. (там же, № 232, л. 143). После
получения
этой справки президентом Академии был заказан для нужд Академии вместо шлюпки
двенадцативесельный „рябит", необходимый как „длят выезда на море в
случае каких-либо впредь чинимых гидравлических опытов и обсерваций", так
и для перевозки через Неву „желающих смотреть.